А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Интервью

Создана: 23 October 2020 в 08:54

Людмила Белошицкая: Мы постоянно напоминаем власти о необходимости поднять уровень защиты участников дорожного движения…

Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) работает на украинском рынке автострахования уже более четверти века. С результатами его деятельности прямо или опосредованно сталкивается каждый автовладелец, ведь право заключать договора автогражданки (ОСАГО) имеют только те страховые компании, которые входят в состав Бюро. На сегодня их насчитывается 48. Кроме того, как объединение страховщиков МТСБУ координирует их усилия по развитию отрасли и внедрению сервисов, делающих жизнь участников дорожного движения более безопасной и удобной. Однако далеко не все водители знают, что есть целый ряд примеров, когда в случае ДТП за выплатой нужно обращаться не к страховщику, а именно к МТСБУ. Какие функции возлагаются на Моторное бюро, и каковы особенности их реализации? Об этом общаемся с заместителем Генерального директора МТСБУ Людмилой БЕЛОШИЦКОЙ.

Фото:

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

Людмила Белошицкая: – Среди украинцев до сих пор живучими остаются стереотипы, я бы даже сказала – мифы об автостраховании, – начала беседу Людмила Белошицкая. – Даже к требованиям закона об обязательности страхования ответственности владельца транспортного средства кое-кто относится скептически, мол, это «бумажка исключительно, чтобы показать полиции». Должна сказать, что это не бумажка, а залог, в первую очередь, собственного спокойствия и отсутствия финансовых проблем для автовладельца.

Такая ситуация сложилась потому, что не все владельцы автомобилей достаточно осведомлены о том, как работает система страховой защиты пострадавших в ДТП, о своих правах и обязанностях.

За последние годы уровень защиты пострадавших в ДТП, качество урегулирования страховых событий значительно повысились. Поэтому сейчас автогражданка является надежным средством цивилизованного возмещения негативных последствий ДТП, а заключение договора – уважением к другим участникам дорожного движения и гарантией отсутствия проблем в случае, если вы сами станете виновником ДТП.

– Можете перечислить, в каких именно случаях выплачивать компенсацию пострадавшему в ДТП будет именно МТСБУ, а не страховая компания?

– Все такие ситуации четко определены в законе «Об ОСАГО», которым руководствуются в своей работе как страховщики, так и МТСБУ.

Первая и наиболее распространенная – когда виновником ДТП является водитель, проигнорировавший обязанность заключить договор ОСАГО. Потерпевший (им может быть и другой водитель, и пассажиры авто, и пешеходы или велосипедисты) должен после оформления ДТП полицией обратиться за компенсацией в МТСБУ.

За первое полугодие 2020 г. мы выплатили более 68 млн. грн. по таким случаям, это более 65% от общей суммы выплат, сделанных из гарантийных фондов Бюро.

Втора ситуация: виновник ДТП относится к льготной категории граждан. Речь идет об инвалидах 1 группы и участниках боевых действий. Суммы выплат по этой статье постоянно растут, и это объясняется тем, что увеличивается количество таких льготников.

По прошлогодним данным Министерства по делам ветеранов, в Украине только количество лиц, имеющих статус участников боевых действий, превысило 370 тыс. За первое полугодие нынешнего года мы заплатили за льготников более 18 млн. грн. (18% от общей суммы).

Моторное бюро также компенсирует пострадавшим убытки, если виновник сбежал с места ДТП или совершил его на автомобиле, которым завладел незаконно. Проще говоря, угнал его. К счастью, таких выплат немного.

И последнее по очереди, но не по важности: МТСБУ выплачивает за компании, признанные банкротами или ликвидированные в установленном законом порядке, и компании, которые прекратили свою работу, не выполнив всех обязательств перед пострадавшими, но еще не признанные банкротами.

За полгода мы выплатили за банкротов почти 11 млн. грн. и 4 млн. грн. – по обязательствам страховщиков, которые ушли с рынка.

– Не является ли несправедливым, что водитель пренебрег обязательствами заключить договор автогражданки, и ему за это ничего не будет – пострадавшему в случае ДТП возместит МТСБУ?

– Это ошибочное мнение, что можно нарушать закон и «ничего за это не будет». Мы делаем регламентную выплату из гарантийных фондов Бюро каждому потерпевшему, а потом предъявляем регрессный иск к виновнику ДТП. Бюро взыскивает ежегодно регрессов на десятки миллионов гривен. Виновник ДТП, не имевший полиса, в итоге будет вынужден выплатить сумму возмещения плюс затраты на экспертизу, сопутствующие затраты и т.п.

Мы не предъявляем регрессных исков лишь к водителям льготных категорий, поскольку их льгота предусмотрена государством. Единственное условие: если виновник ДТП является таким водителем, то он обязан подтвердить свой статус предоставлением копии документа, заверенного надлежащим образом.

И не могу не напомнить о штрафе за отсутствие действующего полиса ОСАГО, если водителя остановили сотрудники Национальной полиции или он попал в аварию.

– Откуда берутся деньги для осуществления компенсаций пострадавшим, ведь Бюро не заключает договора?

– Да, МТСБУ является неприбыльной организацией по Уставу. Его гарантийные фонды формируют страховые компании за счет ежемесячных отчислений, размер которых зависит от объема полученных ими страховых платежей по этому виду страхования. Поэтому нужно понимать, что гарантийная функция МТСБУ – это общий вклад всех страховщиков ОСАГО в страховую защиту пострадавших в ДТП. Мы работаем для того, чтобы украинские автовладельцы, заключая договор ОСАГО, понимали, что они защищены: в случае ДТП они получат возмещение в любом случае – или от страховщика, или от МТСБУ.

– Отличается ли процедура урегулирования страхового события и получения компенсации от МТСБУ от того, как это делает страховая компания?

– Принципиальных отличий нет. Пострадавший должен своевременно подать заявление и пакет документов, прилагаемых к нему (их перечень есть на сайте МТСБУ). Есть отдельные требования к документам в случае, если возмещение осуществляется за страховщика-банкрота или компанию, которая ушла с рынка, не выполнив обязательств, но в каждом таком случае мы подробно информируем о них.

– Может ли МТСБУ посодействовать автовладельцам в выборе страховщика ОСАГО?

– Мы не имеем права кого-то из страховщиков советовать или кому-то содействовать, можем лишь предоставлять открытую и понятную информацию о качестве работы каждой страховой компании, являющейся членом Бюро. Выводы и выбор каждый автовладелец должен сделать сам.

МТСБУ проводит активную информационную и разъяснительную работу среди населения и непосредственно среди владельцев наземных транспортных средств. Например, мы регулярно размещаем на своем сайте данные о деятельности всех страховщиков ОСАГО. Также ежеквартально готовим графический информер «светофор» с оценками качества их работы. Он включает три показателя – индикаторы общей оценки, качества урегулирования и уровня жалоб. Если работу страховщика оценивают положительно – это зеленый цвет, если компания получает средние оценки – желтый, а негативные – красный. Отсюда и название этой системы.

Такой подход стимулирует страховые компании работать эффективнее. Они сами не заинтересованы получать «красные» и «желтые» карточки, ведь конкуренция на рынке автогражданки достаточно жесткая.

За 2 квартал этого года, несмотря на сложные условия пандемии, наш страховой светофор улучшился, там стало больше «зеленых» оценок и уменьшилось «желтых» и «красных».

– Украина уже более полугода находится в состоянии карантина из-за пандемии COVID-19. Сказался ли он на сроках осуществления выплат потерпевшим?

– Согласно данным Нацполиции, за 8 месяцев 2020 г. произошло 102 тыс. ДТП, еще более 30 тыс. ДТП оформлялись при помощи европротокола без участия правоохранителей. 20,4 тыс. человек были травмированы в результате аварий, 2,1 тыс. – погибли. Карантин или не карантин – люди ездят на автомобилях, попадают в ДТП и нуждаются в страховой защите.

Несмотря на карантинные мероприятия, страховщики ОСАГО в Украине продолжают работать стабильно. За 8 месяцев текущего года они осуществили 91,6 тыс. страховых выплат. При этом выплатили потерпевшим в ДТП более 1,75 млрд. грн. Это даже на 8% превышает соответствующий показатель прошлого года.

Мы видим, что страховщики продолжают добросовестно выполнять свои обязательства перед пострадавшими: средний срок урегулирования сократился до 77 дней (во 2 квартале прошлого года он составлял 79 дней). Также во 2 квартале текущего года в МТСБУ поступило всего 376 жалоб на страховые компании ОСАГО, это меньше, чем за соответствующий период прошлого года, и меньше, чем в 1 квартале 2020 г.

Моторное бюро все это время ведет прием документов и урегулирование в удаленном режиме. На качестве взаимодействия с получателями регламентных выплат это никоим образом не сказывается. Как и раньше, мы стремимся предоставить максимально качественный сервис и ответить на все возникающие вопросы. Документы на получение регламентной выплаты можно переслать обычной почтой или привезти в Бюро – для этого на входе есть специальный ящик, рядом установлен телефон, по которому можно в случае необходимости пообщаться с сотрудником Бюро.

Документы можно также подавать и в электронном виде, но тогда – с электронной подписью.

Для нас дистанционный формат работы не был слишком неожиданным или сложным, поскольку все процессы урегулирования в МТСБУ автоматизированы.

Тем более, что для пострадавших, которые обращаются за регламентными выплатами, мы регистрируем виртуальный личный кабинет, где они могут отслеживать процесс прохождения выплатного дела, добавлять при потребности документы, задавать вопросы и пр. В будущем мы планируем расширить функции сервиса и предоставить возможность каждому страхователю самому создать такой кабинет и при его помощи пересмотреть свою историю страхования ОСАГО, получить справку о безаварийной езде или подать жалобу на страховщика.

– Какие еще важные задачи стоят перед МТСБУ?

– Все, что касается повышения уровня страховой защиты пострадавших в ДТП, для нас является приоритетным. Очень важным, социально значимым является решение проблемы ускорения выплат за страховщиков-банкротов. Сейчас это возможно только после завершения процедуры банкротства или ликвидации компании, а необходимо – сразу после отзыва у нее лицензии или исключения из членов Бюро.

Единственный путь решения проблемы – внести изменения в действующий закон «Об ОСАГО» или принять новый. Лишь в таком случае пострадавшие больше не будут вынуждены ожидать выплат годами.

Мой осторожный прогноз, что до следующего лета новый закон может быть принят. Мы, страховщики и Бюро, подготовили свои наработки по новым нормам закона, постоянно напоминаем власти о необходимости поднять уровень защиты участников дорожного движения.

Также в наших планах создать при МТСБУ «омбудсмена по ОСАГО» – специальный орган, занимающийся досудовым урегулированием конфликтных ситуаций между страховыми компаниями и пострадавшими. Эти услуги будут предоставляться на бесплатной основе и ими сможет воспользоваться любой гражданин, нуждающийся в защите его прав в сфере ОСАГО.

Автор: Юрий Семенюк
Источник:Политика & Деньги

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Самые обсуждаемые

Популярные

39 queries. 0.295 seconds.
39 / 0.295 / 13.62mb