А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Аналитика

Создана: 16 September 2016 в 16:19

Проект Госбюджета Украины-2017. Эксперты: О местных бюджетах замолвим мы слово…

Напомним: 2 августа 2016 года президент Украины Петр Порошенко, празднуя в Житомире «День Десантника», заявил, что доходы местных бюджетов в 2016 году благодаря реформе децентрализации выросли на 43% (почему-то, по мнению президента: «в два раза»). О двукратном росте говорит и ответственный в правительстве Украины за децентрализацию вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко, что, по его мнению, является «свидетельством эффективности и необратимости реформы децентрализации». Ему вторят и в Министерстве финансов Украины. Мантру о росте на 40% доходов местных бюджетов рассказывал в 2015 году и тогдашний премьер-министр Украины А. Яценюк. В тоже время статистика рисует нам абсолютно другую картину. Реальные доходы местных бюджетов за 2 года упали на 57,5%. Вместо такой констатации мы часто наблюдаем имитацию деятельности и попытки «придумать» «успехи». А реально идёт процесс перекладывания на плечи местного самоуправления «балласта» в виде проблем социального обеспечения – финансирования (закрытия) школ, больниц, дорог.

Фото: Без слов.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

Фактически руками мэров и глав местных советов центральная власть пытается «загрести социальный жар» возникающий в результате уничтожения социальной сферы.

С такими «победами» и «свершениями» уже осенью местное самоуправление может оказаться наедине с огромным ворохом неразрешенных проблем и критически настроенными гражданами.

Согласно прогнозов Кабмина, собственные доходы местных бюджетов (без учета трансфертов) в 2016 должны составить 122,3 млрд грн, что всего на 1,9 млрд больше по сравнению с 2015.

Если оценить доходы местных бюджетов с учетом трансфертов, то они в 2016 в сравнении с 2015 увеличились на 16,6 млрд грн (с 294,4 до 311 млрд) – то есть, львиная доля суммарного роста обеспечена увеличением трансфертов из госбюджета.

Однако если номинальный рост доходов местных бюджетов (с учетом трансфертов) составил 5,6%, то с поправкой на инфляцию (в 2015 – 43,3%) реальные доходы в 2016 упали на 35,4%.

Показательно, что в период 2013-2016 собственные доходы местных бюджетов увеличились всего на 17,2 млрд, а межбюджетные трансферты – на 72,8 млрд.

Если же говорить об удельном весе местных бюджетов (доходная база с учетом трансфертов) в структуре консолидированного бюджета Украины, то в период с 2013-2016 он сократился на 7% – с 49% (220 из 442 млрд) в 2013 году до 42% (310 из 727 млрд) в 2016-м.

С чем же связаны неудачи в процессе бюджетной децентрализации?

Дело в том, изменено администрирование ключевого источника собственных доходов местных бюджетов – налога на доходы физических лиц – если ранее 100% НДФЛ направлялось на региональные бюджеты, то с 2015 года лишь 75% налога остается в распоряжении местных властей, остальные 25% направляются в госбюджет.

Коснулись изменения и Киева: если ранее НДФЛ распределялся в пропорции 50/50, то отныне в пользу госбюджета изымается 60% данного налога.

В то же время, регионам дали возможность заработать деньги на подведомственных территориях (10% от прибыли предприятий, отчисления экологического налога увеличены с 35% до 80%, от 2% до 5% от продажи подакцизных товаров, налог на недвижимость).

Это, по задумке авторов реформ, должно стимулировать местные органы власти привлекать инвестиции и развивать реальный сектор экономики, однако общеэкономическая конъюнктура (прежде всего, – стремительная деиндустриализация, переход бизнеса в тень, уменьшение покупательной способности населения) не благоволит увеличению налоговой базы «на местах».

Появление в широком доступе проекта госбюджета-2017 не настраивает на оптимистический лад – на местные бюджеты планируется переложить оплату услуг ЖКХ, предоставленных объектам социальной инфраструктуры на местах (детсады, школы, больницы).

Как сумеют справиться с подобным «тарифным шоком» местные органы власти в условиях предельного дефицита финансовых ресурсов – вопрос, пожалуй, риторический.

По всей видимости, центральной власти Украины в очередной раз придется увеличивать трансферты из госбюджета, тем самым подрывая концепцию реформы децентрализации страны.

Источник.

Автор: Руслан БОРТНИК, Денис ГАЕВСКИЙ.
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

46 queries. 0.226 seconds.
46 / 0.226 / 13.76mb