А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Новости Украины » Киев

Создана: 06 August 2018 в 11:53

Маркетолог Татьяна Коробова: Отсутствие стратегии – это отсутствие понимания, что в бизнес или в политике – важно, а что неважно. Куда идём, а куда не идём?..

Перед Вами - первая часть ответа на сакраментальный вопрос «Где деньги, Зин?». Почему деньги на маркетинг – и в бизнесе, и в политике - тратятся так неэффективно. Скажу честно в самом начале: у меня две новости по этой теме, плохая…и очень плохая. Плохая та, что пока не появятся полноценные системы искусственного интеллекта, неэффективные затраты на маркетинг будут всегда. Потому что живые люди всегда принимают решения в состоянии дефицита информации, не располагают всеми данными, не могут их проанализировать быстро и во всей полноте, устают, ошибаются, плохо замотивированы и так далее. Прямо-таки, как говорил классик, люди смертны, иногда – внезапно. Очень плохая новость заключается в том, что при тех подходах и уровне менеджмента, который «в среднем по больнице» царит в нашей стране, сливы бюджета на маркетинг были, есть, и будут. Боюсь, даже появление искусственного интеллекта не сможет радикально улучшить ситуацию. Основные сливы бюджета, именно дурацкие сливы, а не расходы на тестирование идей, подходов, каналов, которые неизбежны и являются нормальной частью процесса, упираются, в первую очередь в менеджмент, а уже потом в маркетинг как таковой. В любом случае, необходимо отличать инвестиции в маркетинг (и любой новый для конкретной компании инструмент или решение надо рассматривать как инвестицию, независимо от того, показал он эффективность или нет), завышенные и/или нереалистичные ожидания от маркетинга и «слив» бюджета как неэффективную трату средств. В целом, я бы разделила все причины слива бюджетов на маркетинг на три части: управленческие, «человеческий» фактор и сугубо маркетинговые. Рассмотрим по порядку.

Фото: Татьяна Коробова.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

Управленческие…

1. Здравствуй, так любимое всеми в теории и так ненавидимое и игнорируемое на практике слово «стратегия».

Если ее нет, деньги на маркетинг будут ВСЕГДА сливаться. Не потому что стратегия – это какая-то вот такая «волшебная штука», которая автоматически все делает эффективным. А потому что отсутствие стратегии – это отсутствие понимания, что для бизнеса важно, а что неважно: куда идем, а куда не идем(?).

При таких «вводных» большая часть бюджетов (и не только на маркетинг) всегда будет тратиться впустую.

2. Вкусовщина учредителя/руководителя/СЕО/любого человека, принимающего решения.

Просится на бумагу злая цитата из Владимира Высоцкого: «Уж если я чего решил, то выпью обязательно!..».

Уж если у нас управленцу нравится (не нравится) какой-то канал или инструмент продвижения, маркетолог может лечь трупом и привести тысячу и один факт, что этот инструмент надо или не надо использовать – это не поможет, владелец уже все решил.

Я десятки раз наблюдала сливы немалых сумм по подобной причине. Я, правда, не знаю, как этому противостоять. Здесь не в маркетологах дело, которые, дескать, «не сумели доказать».

Дело – в руководителях и управленцах, которые:

• берут профессионалов, чтобы указывать им, что делать;

• занимаются микроменеджментом и лезут в те решения, которые, по сути, вообще надо было бы оставить специалистам;

• с трепетом пишу это слово, поскольку оно уж очень сильно дискредитировано кучей псевдогуру, но лучшего не находится –недостаточно осознаны, чтобы принимать решения не под влиянием «нравится/не нравится», а на основе фактов, данных и аналитики.

3. Неумение расставлять приоритеты и нездоровый перфекционизм. Мой любимый бизнес-анекдот: «Идет заседание совета директоров крупной корпорации. Первый вопрос – выход на рынок в новом регионе. Цена вопрос – $1 млрд. Обсуждали 20 минут, решение - принято. Второй вопрос - постройка нового склада, $100 000 млн. Обсуждали полчаса, решение - принято. Третий вопрос – цвет стен в новом здании хед-офиса. Обсуждали три часа, решение - не принято». Это - метафора, но очень верная.

Я пыталась проанализировать причины подобных ситуаций: почему абсолютно неважным вопросам принято уделять такое количество времени, теряя скорость реакции на рыночную ситуацию (что может быть критически важно для маркетинга) и огромное количество денег косвенно на оплату рабочего времени специалиста, потраченного на откровенную ерунду.

Ответ, который вырисовывается у меня – что так выражается нервное напряжение от желания, но невозможности контролировать все.

Трудно принять, что многие вещи в бизнесе ты не в состоянии контролировать, они вне зоны контроля, ты можешь только пытаться эффективно реагировать (форс-мажоры, изменение рыночной ситуации, действия конкурентов, факапы поставщиков и партнеров…).

Зато всегда можно «законтролировать на смерть» какую-нибудь маркетинговую мелочь.

Копирайтеры рассказали бы кучу историй, про то, как клиенты неделями изводят правками типа «замените слово «существенный» на слово «значительный» (а потом - слово «значительный» - снова на «существенный»), а дизайнеры – про многодневные поиски «самого красного красного цвета» и т.д.

Такие подход позволяет убить сразу двух зайцев – чувствовать свою значимость и выплеснуть куда-то свою тревожность («Я хоть что-то полностью контролирую»).

Если это важнее эффективности – право выбора всегда за человеком, принимающим решением.

Если у компании огромное количество ресурса и она может позволить себе оплачивать рабочее время сотрудников, потраченное на вещи, которые никак существенно не влияют на конечный результат – нет вопросов.

Но почему-то мне кажется, что мало кто из украинских бизнесменов, политических партий, их лидеров и управленцев в органах исполнительной власти может позволить себе так работать.

4. Дискоординация между различными подразделениями компании. Что закономерно приводит к нехватке информации для маркетинговых решений, запаздыванию с реакцией на рыночную ситуацию, нечетким или неадекватным целям и KPI, к работе режиме аврала и как следствие – результату «как вышло», а не «как надо» и т. д.

(Продолжение следует...).

Источник.

Автор: Татьяна КОРОБОВА, маркетолог (Киев, Украина).
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

41 queries. 0.495 seconds.
41 / 0.495 / 16.03mb