А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Аналитика

Создана: 14 March 2019 в 15:39

Экономический эксперт Олег Устенко: «Нафтогаз України» – внесистемный монстр. Можно (и надо ли) обуздать чудовище?..

Любой владелец собственности должен иметь возможность влиять на решения, касающиеся управления этой самой собственностью. Не думаю, что НАК «Нафтjгаз» должен при этом быть исключением. Государство – ОЧЕНЬ плохой собственник, но если собственность государственная, то до того, пока она не перешла в частные руки, оно должно иметь право влиять на решения. В противном случае, мы начинаем иметь дело с «внесистемным монстром», который «отбился от рук», и сам решает, что и как ему делать с чужой собственностью. При этом его действия не обязательно будут осуществляться в интересах собственника. Для государственного «внесистемного монстра» задача оставаться как можно дольше в таком статусе становится важнейшим условием для обеспечения своего собственного «варенично-сметанного» существования. Для решения этой задачи «внесистемный монстр» должен подобрать «независимых арбитров», основной задачей которых становится одобрение любых его действий. Арбитры должны иметь хорошую репутацию, что будет оценено соответствующими компенсациями. Вот почему, скорее всего, при раскрытии статистики НАК «Нефтогаза України» мы увидим, что зарплаты членов его наблюдательного совета более, чем внушительные. И, возможно, не соответствующие их реальному вкладу в деятельность компании. Но абсолютно соответствующие тому «Okay», которое они дают для топ-менеджеров компании по широкому спектру вопросов. Включая и вопросы их фантастически привлекательной оплаты труда.

Фото: Олег Устенко.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

Основная логика установления заработной платы на госпредприятии для любых категорий работников, как и на любом другом предприятии, одинакова. Она определяется альтернативной стоимостью труда – opportunity cost.

Когда так сильно держаться за свое рабочее место, то это, конечно, может быть сигналом «небывалого рвения и огромной любви» как к компании, так и к делу, которым занимаются работники.

Но это также может быть и свидетельством того, что альтернативная стоимость работника на рынке труда ниже. Возможно даже намного ниже. Возможно даже несоизмеримо ниже, чем та, в которую он сейчас оценен.

Возможно, ему в этом помог его наблюдательный совет. Возможно, поэтому мы стали свидетелями «разборок» в менеджменте НАК «Нафтогаза», касательно того, кто и что делает не так.

Возможно, тогда и правильно сказал вчера Гройсман, что объявляется конкурс на должность главы «Нафтогаза».

Возможно, тогда и правильно для текущего руководства попробовать еще раз посостязаться за такое «полюбившееся им место» на открытом конкурсе, как им предложил премьер.

Но что не менее важно и о чем как-то «скромно забыли», так это то, что НАК «Нафтогаз» подлежит разукрупнению (unbundling), которого он сам так сильно не хочет.

И тогда возникает БОЛЬШОЙ вопрос - мы сейчас даем объявление о поиске какого работника?..

Того, кто будет руководить небольшим разукрупненным направлением деятельности НАКа? Или группой юристов в Стокгольмском арбитраже? Или чем? И за сколько?..

Неделя прошла. Как и предполагалось - реакция не заставила себя ждать. Монстр не хочет умереть. Он будет делать все возможное для того, чтобы остаться «в живых».

А для этого все средства хороши. Что случилось с предыдущими советами и выводами, на которых так настаивал НАК?

Резкое изменение позиции на протяжении такого короткого времени может свидетельствовать либо (і) о желании зацепиться и «когтями, и зубами» за такую «сложную и стрессовую позицию» в НАК «Нафтогазе» из-за чистого альтруизма (во что не очень охотно верится); либо (іі) о возможности реализовать другие «мечты», о которых предпочитают не говорить публично.

В пользу версии (іі) говорит и добровольное согласие главы НАК работать без зарплаты. Конечно, возможно, что «человек-просветленный» действительно хочет помочь нуждающимся (коих в нашей стране предостаточно), но наверняка, кроме «просветленного», никто знать этого не может.

Еще один аргумент в пользу версии (іі) – заявление главы наблюдательного совета «Нафтогаза» Клер о том, что «прозрели» и приняли все, что от них потребовал Гройсман.

И, вдруг наблюдательный совет, который был так жесток в своих предыдущих заявлениях, вдруг становится таким гибким. Уже и зарплата может быть в 4 раза ниже. Уже и разукрупнение (unbundling) будут торпедировать. Уже и согласны отчитываться перед собственником в лице Кабмина о своих достижениях. Уже и премии согласны не платить...

Если версия (ii) является наиболее вероятностной, то с экономической точки зрения стоит обязательно придерживаться плана, озвученного Кабмином на прошлой неделе. Значит, конкурсу на замещения руководства НАК «Нафтогаза» - быть. И конкурс этот должен быть абсолютно открытым.

Но туь важно не обмануться во время проведения публичной дискуссии и «подсветки» в средствах массовой информации по данному вопросу. Если «монстр» так сильно цепляется за жизнь, то весьма вероятно ему могут помочь в этом «специально обученные люди».

Остановиться только на конкурсе руководства НАК – не стоит. Можно двинуться дальше. Например, объявить конкурс и на членов наблюдательного совета (и неплохо было бы взглянуть на условия их работы).

Автор: Олег УСТЕНКО, экономический эксперт-аналитик, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера (Киев, Украина).
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

44 queries. 0.347 seconds.
44 / 0.347 / 14.67mb