А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Новости Украины » Киев

Создана: 10 January 2020 в 12:49

Экономист Владимир Дубровский: Почему нашими ценностями в Украине стали Свобода та Гідність? Вот, пожалуйста, – моя гражданская позиция…

Меня тут долго просили «снять белое пальто» и написать что-то не как эксперт, а как гражданин. Вот, пожалуйста - моя гражданская позиция. Почитал на досуге (очень относительном) умных людей, немного собрался с мыслями сам - и понял, что меня так бесит в дискурсе последних лет. Да поправят меня специалисты, если я чего-то недопонял, но он практически весь, со всех сторон, направлен на архаичное, мифологическое, сознание людей традиционного общества. И это у меня лично, как человека глубоко и диаметрально чуждого такому обществу, вызывает отторжение - так же, как, например, когда-то реклама МММ, которая именно и была тонко рассчитана на то, чтобы «умники» в пирамиду не лезли. Бинарные оппозиции («друг – враг», «если не Зеленский - то Порошенко»); черно-белые описания (у «врага» не может быть положительных черт, а у кумира - недостатков); «иной» = «чужой» = «враг»; тотальная персонификация всего и вся; соответственно - упор на персональную лояльность; тотальное мышление в терминах «нулевой суммы» («нет и не может быть никакого win-win»)… И этот список, наверняка, смогут продолжить специалисты. Все это - из мира архаики и патриархального общества, которое лично я всю сознательную жизнь воспринимал как своего личного врага, потому что такое общество построено на подавлении личности, подчинении ее другим личностям, а также, нелепым условностям, необходимым, по сути, только для того, чтобы отличить «своего» от «чужого». А это, в свою очередь, необходимо потому, что подавленный эгоизм ищет агрессивного выхода, и традиционные институты направляют его на «чужих». Поэтому такое общество не может жить без врагов и войн.

Фото: Владимир Дубровский.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

А теперь - лирическое отступление - не столько чтобы похвастать, сколько, чтобы объяснить свою верность излагаемым взглядам.

Я впервые задумался над этим в 13 лет, пытаясь понять, почему меня заставляют носить школьную форму и не разрешают ходить в шортах (да-да, в «совке» так и было...), хотя это же очевидные глупости. И вообще, почему так тяжело быть «не таким, как все»?

В результате, построил собственную теорию, кратко описанную выше и ниже. Конечно, не я первый ее придумал, когда, наконец, стали доступны немарксистские тексты, я нашел в них эти и другие свои мысли прекрасно изложенными и с многочисленными важными дополнениями. Но, что интересно, порой совпали даже детали терминологии...

К счастью, выяснилось, что я не так уж одинок, как казалось в юности: традиционное общество - не только мой личный враг. Нас таких много, а среди молодежи вообще «быть не таким» - норма. Даже можно сказать «нас багато - нас не подолати». Именно Оранжевый Майдан показал, что из душного мирка традиционализма эмансипировались уже миллионы. А, тем более, это подтвердила Революция Достоинства…

Но человек, каким бы индивидуалистом он ни был, хоть домодерный, хоть модерный, нуждается в некоей общности. Весь вопрос, однако, в том, что это за общность?..

В традиционном обществе - она происходит по прямой линии от стаи обезьян. Это общность по крови, генам, местности, религии, языку, и прочим врожденным признакам - с этносом в качестве высшей формы.

В этой общности человек традиционного общества рождается, в ней же ему суждено умереть - никакого свободного выбора нет, как и в отношении остальных традиций.

Эмансипированный от этой общности, и вообще «не такой, как все» индивидуум - это предатель, его нужно клеймить, а, при случае уничтожить…

С этой точки зрения, «новая общность людей - советский народ» был попыткой искусственно создать точно такую же традиционалистскую общность на тех же принципах эксклюзивности, только основанную на идее - мало того, что искусственной, так еще и глубоко традиционалистской, чьим идеалом было первобытное племя.

Такой себе тоталитарный сверхэтнос, доведенный до абсурда. А сейчас мы на остатках совковой империи наблюдаем вдвойне омерзительную попытку скрестить его с русским имперским национализмом.

Я еще подростком понял, что не хочу и не могу быть членом такой общности в полном смысле этого слова. Конечно, у меня есть определенные гены. Я далек от того, чтобы отрекаться от своего этнического происхождения (еврей), или родного языка (русский), или родного города (Киев)… Но это все - второстепенные, если не десятистепенные, уровни самоидентификации. Гораздо важнее - другие: убеждения и ценности.

Именно по этим признакам индивидуалы, эмансипировавшиеся от традиционного общества и присущих ему общностей, находят друг друга и объединяются в то, что я когда-то для себя назвал «коллективы» (наверное, есть более удачный термин).

И именно таким сообществом для меня (как и миллионов других) стал Майдан и его детища - гражданское общество и украинская политическая нация. Одна из главных причин, почему все участники тех событий ценят Майдан и последующие дела - именно в том, что там мы были среди «своих».

Но, подчеркну еще раз, «своих» именно по убеждениям и ценностям, а не по национальной или местной идентичности. И этими ценностями стали для таких, как я, - Свобода та Гідність.

Вопреки всему, новорожденные гражданское общество и политическая нация оказались настолько сильными, что не только сменили власть, но и заменили часть функций недееспособного государства. (UPD - и в ситуации войны с внешним врагом, экзистенциально угрожающим Украине, для которого Свобода та Гідність глубоко чужды и враждебны, именно Майданное, основанное на этих ценностях, гражданское общество показало себя с самой лучшей стороны).

И этого им не могут простить не только внешний враг, но и многие внутри Украины, ведь это бросает вызов обывательским «устоям» - поэтому «майданутых» традиционный обыватель недолюбливает, а националистический - считает Майдан именно национальной революцией, хотя в это прокрустово ложе она совершенно не вписывается.

Разумеется, традиционным политикам и их технологам тоже очень не по душе такая общность.

Во-первых, ею невозможно управлять - это самодостаточные люди, которые нанимают себе управдома, а не правителя. Собственно, суть революции и состоит в том, что общество побеждает государство и «заковывает Левиафана».

Во-вторых, это люди не склонные, а то и вообще не способные к персональной лояльности кому бы то ни было кроме собственной семьи или друзей. Поэтому их поддержку нужно постоянно «заслуживать». А это - тяжело…

В-третьих, эти люди сохраняют верность ценностям, идеалам, а не самой общности, как ее ни назови.

Если общность утратила ценностные ориентиры, - значит, как это ни печально, от нее приходится эмансипироваться, и создавать новую.

Поэтому политик, даже оседлав эту общность один раз, не может затем вести ее за собой куда угодно - как только он свернет «не туда», как обнаружит, что у него в руках пустая организационная оболочка, из которой вслед за духом вышли и люди.

Поэтому, как только удалось прекратить активные боевые действия, начала разворачиваться кампания против гражданского общества и политической нации. Нас начали сталкивать лбами по самым разным поводам, пытаясь играть на самых низменных архаичных струнах зависти, этнонационализма (пресловутой «идентичности»), гендерных предрассудков, и т.д. И, увы, во многом преуспели…

А тем временем, поднимали голову (опять же, не без участия политиков, как отечественных, так и РФовских) традиционалисты с обоих флангов - как националистического, так и постсовкового, имперского.

И вот теперь обе эти стороны пытаются представить свое противостояние как единственную возможную альтернативу.

Но это - ложная альтернатива!..

Это - примитивный трюк, на который ловятся дети до трех лет: «ты будешь есть кашку из красной тарелки, или из синей?». А остроконечники с тупоконечниками рады стараться - ломают копья о том, какой же из вариантов традиционалистского объединения лучше и почему. И это автоматически понижает уровень дискуссии.

Эта борьба, как и следовало ожидать, в худших традициях присущего традиционному обществу мифологического мышления персонифицировалась - Порошенко, якобы, воплощает идеал «украинской идентичности», а Зеленскому пытаются приписать воплощение «постсовковости», и он, увы, дает для этого поводы. «Нелояльные» к одному из фанклубов (и, естественно, одному из лидеров) автоматически зачисляются в другой, «вражеский» стан. В худших традициях большевиков. Дискуссия превращается, извините, в тупой, примитивный, банальный срач.

Альтернативой возврата в имперское традиционалистское стойло объявляют столь же традиционалистский призыв к тотальной милитаризации. Как будто бы украинская нация судьбой предназначена для вечной войны (на которой, кстати, очень легко отмывать госбюджетные деньги)…

Понятно, что часть людей на войне, что называется, «нашли себя». Другая часть не получила вовремя необходимой психологической реабилитации… Но именно поэтому для модерного общества так важно сохранять и усиливать гражданский контроль над армией и прочими силовиками, а не наоборот, - как в традиционном обществе.

Но, если «враг» (внутренний!) не сдается - то его уничтожают…

Никаких компромиссов, никаких win-win быть по определению не может, ведь это же «чужие», они говорят на другом языке, да еще и хотят нам его навязать (это, напомню, про обе стороны)…

Нет, это мы им навяжем! А если будут сопротивляться - то, заодно, и наваляем! Наш ресентимент - самый праведный, поэтому мы не можем проиграть, даже если мы - в меньшинстве!

Дискуссия переходит в войну на уничтожение…

И т.д., и т.п. Кто бы ни победил в этом архаичном споре - Революция Достоинства проиграет. Именно потому, что выигравшая сторона будет архаичной, а традиционное общество по-настоящему признает Достоинство только за королем. Но и тот не свободен…

Да, увы, в каждом из нас есть остатки архаичного сознания традиционного общества - в ком-то больше, в ком-то меньше... И, соответственно, почти каждого умелые, но грязные руки политтехнологов могут схватить за эти остатки и затащить в один из «клубов», заставив забыть о том, что выбор, на самом деле, не бинарный, это только в традиционном обществе все настолько примитивно!..

И я с болью вижу, как даже очень интеллектуальных людей, в том числе друзей, засасывает эта опасная трясина.

Мне в этом смысле уж не знаю, повезло или наоборот, - но я настолько ненавижу традиционное общество, что и в себе самом эти остатки ненавижу.

Поэтому когда кто-то пытается апеллировать к ним, я испытываю гамму отрицательных эмоций, от отвращения до ненависти. Но ни при каких обстоятельствах не присоединяюсь к стае или такому сообществу, которое живет по законам, восходящим к ней по прямой линии.

В частности, поэтому я никогда не был спортивным болельщиком, фаном каких-либо «звезд» или политиков, не работал в крупных компаниях, и не делал многих других вещей. Все это не сделало мою жизнь ни спокойнее, ни благополучнее, но по-другому просто не могу.

Правда, к сожалению, в последнее время чувствую себя все более одиноким…

P.S. На этом моменте согласно законам жанра нужно было бы закончить, но меня когда-то учили хорошие люди, что писать тексты без конструктива нехорошо.

Если очень кратко, то выход в данном случае - это послать в пешее эротическое путешествие все фанклубы, вместе с их ложными бинарными оппозициями, и строить политическую нацию на майдановских принципах Свободи та Гідності.

Не совместимым ни с этнонационализмом, ни с совком, и вообще ни с какими традиционным сообществами. Но, не забывая при этом защищать и развивать родную Украину как Родину этой нации.

Пока - во главе с той частью гражданского общества, которая осталась верной этим принципам, коль скоро не нашлось политиков, готовых продвигать ценности Майдана, Революции Достоинства. А не изменять им...

Автор: Владимир ДУБРОВСКИЙ, старший экономист в CASE Ukraine, Економічна експертна платформа, Несторівська група / Nestor Group (Киев, Украина).
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

43 queries. 0.245 seconds.
43 / 0.245 / 12.87mb