Главная » Новости Украины » Киев

Создана: 22 May 2021 в 12:06

Политтехнолог Олег Постернак: Ограничивает ли право быть избранным отсутствие возможности самовыдвижения?..

И пока все обсуждают пресс-конференцию Президента Украины, Конституционный Суд приступил к финальному рассмотрению представления о неконституционности статей 133-191 Избирательного кодекса Украины, которые императивно устанавливают пропорциональную систему выборов с открытыми списками в Раду. Очень хорошо помню этот шаманский визг активистов и всей крашенной публики о необходимости открытых списков немедленной отмене мажоритарки, и тогда я предупреждал, что открытые списки не преодолеют политическую коррупцию. Местные выборы это полностью подтвердили по всей стране: от Львова до Мариуполя. Электоральные юристы по-разному оценивают ситуацию. Часть из них справедливо указывает на то, что жесткие нормы Кодекса о пропорциональной системе не соответствуют Конституции Украины...

Фото: Политэксперт Олег Постернак.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

…Отмена мажоритарной системы лишила граждан права на самовыдвижение, и тем самым ограничила их право самостоятельно реализовать свое конституционно гарантированное право быть избранным.

Понятное дело, политтехнологи и политические консультанты будут заинтересованы в возврате мажоритарной системы. Принцип простой: больше выборов - больше клиентов и заработка. Но далеко не только в этом дело…

Давайте честно признаем, что избирать сельские, поселковые и городские рады (10000+ избирателей) по пропорциональной системе было экспериментальным абсурдом.

Органы самоуправления сельских, поселковых и городских громад требуют композиции по территориальному принципу: депутат избирается от одномандатного мажоритарного округа (улицы, квартала, микрорайона) и в раде занимается конкретными вопросами благоустройства, образования, здравоохранения части жителей своей территориальной громады.

Что мы получили? Полную партизацию громад 10 тысяч+, кланово-брендовую мозаику, превращение органов самоуправления в «минипарламенты» с идеологическо-политическими баталиями, неестественными «коалициями», перепроданными франшизами. Это абсолютно не вяжется с компетенцией органов самоуправления, прописанной Законом «О местном самоуправлении».

Городским, поселковым и сельским радам (до 90 тысяч избирателей) на первом уровне самоуправления необходимо вернуть мажоритарную систему, а в городах 90 тысяч+. А также на районном и областном уровне - оставить пропорциональную, исходя из того, что последние, к примеру, представляют общие совокупные интересы территориальных громад.

И, кстати, еще вопрос - зачем нам нужны бесполезные нынче райрады, имеющие совершенно декоративные функции?.. Но это отдельная история. И скоро мы о ней тоже поговорим в контексте изменений Конституции в части завершения децентрализации.

Что касается пропорциональной системы с открытыми списками на уровне Верховной Рады, то имеется уже некий вывод Конституционного Суда от 16 декабря 2019 г. № 8-в/2019

Он гласит, что определение типа избирательной системы, ее признаков и особенностей является вопросом политической целесообразности и должно решаться парламентом в соответствии с его конституционными полномочиями при условии соблюдения конституционных принципов и демократических стандартом организации и проведения выборов.

Большинство наблюдателей прогнозируют, что по делу о пропорциональных выборах в Раду Конституционный Суд примет решение в похожем духе: на все воля парламента и «давай, до свидания!»…

Я же думаю, что могут быть сюрпризы. Во-первых, из-за конфликтных отношений между Жилянской и Банковой. Во-вторых, вышеупомянутый промежуточный вывод КСУ и полноценное решение КСУ о неконституционности тех или иных статей - разные вещи.

Во втором случае будут «сверяться» нормы Избирательного кодекса со статьей 38 Конституции Украины, в соответствии с которой граждане Украины имеют право свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Если внимательно читать, то можно понять, что имеется в виду не только свобода активного избирательного права, но и свободная реализация пассивного избирательного права, то есть право свободно быть избранным!

Остается только понять: закрепление права выдвижения кандидатов исключительно от партий, пускай даже посредством разрекламированных открытых списков, является нарушением принципа свободы быть избранным или нет?..

Ограничивает ли право быть избранным отсутствие возможности самовыдвижения?..

Ждем решение Конституционного Суда. Поэтому - продолжение следует.

Автор: Олег ПОСТЕРНАК, кандидат исторических наук, политтехнолог, политический эксперт-аналитик, специалист по избирательным кампаниям, руководитель Центра политической разведки (Киев, Украина).
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Самые обсуждаемые

Популярные

46 queries. 0.380 seconds.
46 / 0.380 / 14.83mb