А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Новости Украины » Одесса

Создана: 16 February 2017 в 15:22

Морской транспорт. О тарифной политике Министерства инфраструктуры Украины в области портовых сборов…

К сожалению, Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) продолжает проводить сложившуюся в течение многих лет тарифную политику беспрецедентного в мировом судоходстве, необоснованного по уровню изменения (повышения и снижения), ставок портовых сборов. Это вызывает справедливую негативную реакцию, а порой и удивление, у судовладельцев, их оплачивающих. Так, в 2008 году Министерство транспорта и связи Украины повысило ставки всех судовых портовых сборов для всех морских портов, включая портовые сборы, на 58(!)%. Основание: в то время курс евро, в которых министерство планировало взимать ставки сборов, был в 1,58 раза выше курса доллара США!.. При этом были также повышены и ставки грузовых тарифов на 44%, который был определен исходя из происшедшего инфляционного роста расходов портов без учета роста их доходов.

Фото: В Одесском морском торговом порту.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

Как известно многим, в декабре 2015 года Кабинетом министров Украины была одобрена инициатива МИУ о снижении на 50(!)% ставок только портовых сборов (за исключением административного сбора) для всех морских портов и только для судов при перевозке транзитных грузов на полгода, с последующим решением ее действия «на бессрочной основе».

31 января 2017 года министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в ходе встречи с представителями бизнеса, организованной Европейской бизнес-ассоциацией, анонсировал дальнейшее аналогичное снижение портовых сборов: поэтапное - 2-х «волновое» по 30%.

При этом оговариваясь, что, возможно, «первая волна будет в этом (2017) году, а второе сокращение (то есть «волна») - в следующем году».

Согласитесь, разве может быть экономически обоснованным столь высокий уровень одновременного повышения или снижения всех ставок портовых сборов для всех морских портов, а проводимая МИУ тарифная политика при этом быть эффективной?

Разве не определяется уровень ставок каждого портового сбора (за исключением административного) в каждом морском порту индивидуальной величиной стоимости услуг им оплачиваемой. Исходя из этого ставки портовых сборов должны быть установлены на базе экономически обоснованного индивидуального уровня затрат с учетом определенной прибыли на развитие.

Такие «кавалерийские» методы государственного «регулирования » МИУ уровня портовых сборов несовместимы с проведением экономически обоснованной тарифной политики.

В отношении планируемого МИУ 2-х волнового снижения ставок портовых сборов возникают следующие вопросы:

- какие все же «волны» помешали министерству довести уровень портовых сборов в портах Черноморского бассейна до уровня в порту Констанца (даже «менее»!) к обещанному сроку – к концу 2016 года? И какова судьба новой «Методики начисления портовых тарифов и сборов», с помощью которой ее разработчики планировали этот уровень достичь? И на какой уровень специалистов был рассчитан этот месседж министра?

- на какой «волне» МИУ, наконец-то, будет представлена на рассмотрение новая методика расчета ставок портовых сборов для их взимания с валовой вместимости судов. Ее руководство МИУ так и не решилось представить для общественного обсуждения из-за низкого ее качества ни к 1 августа и ни к 19 декабря 2016 года.

Странно, что к разработке этой методики привлекались специалисты из других областей знаний (Европейской бизнес ассоциации - ЕБА, эксперты Международной финансовой корпорации - IFC, Всемирного банка – ВБ, международные эксперты). Они показали свою очевидную некомпетентность в вопросах портового ценообразования и незнание основ построения действующей системы портовых тарифов в Украине. Поэтому не удивительно, что ни один из вариантов проекта этого важнейшего отраслевого нормативного документа в области портового ценообразования до сих пор так и не был принят министерством.

Действительно, разве может разработанная указанными специалистами методика расчета ставок портовых сборов включать ошибочные формулы для их определения по каждому портовому сбору да еще и при отсутствии в ней (методике) порядка их начисления и взимания с валовой вместимости судов?

Или как с помощью рекомендуемых формул расчета ставок портовых сборов («затраты+») специалисты указанных организаций пытались повысить конкурентоспособность отечественных морских портов?

Или как путем предоставления скидок только по некоторым портовым сборам можно привлечь дополнительные объемы транзитных грузов в Украину?

Не говорю уже о наличие в этой методике многих ошибочных положений, допущенных ее разработчиками как при формировании планируемых для компенсации портовыми сборами затрат, так и учета прибыли на развитие производства. И так далее.

А вообще, как при помощи какой-то новой методики уже начисления портовых тарифов и сборов в отечественных портах Черноморского бассейна можно было бы достичь уровня сборов в румынском порту Констанца (и даже «менее»), о котором я упомянул? Это что-то из области фантастики!

«Прекрасную рекламу» своим известным организациям создали разработчики упомянутых методик на рынках соответствующих услуг, проекты которых МИУ так и не решилось представить для публичного рассмотрения.

О том, что привлекаемые МИУ специалисты из указанных организаций и международные эксперты не смогут разработать методику расчета ставок портовых сборов с научно обоснованными формулами расчета ставок каждого портового сбора, учитывающие порядок их начисления и особенности взимания (без таких формул не может быть методики), я предупреждал руководство ГП «АМПУ» и МИУ на ранних стадиях разработки этого нормативного документа.

Об этом я говорил и в критических статьях по каждому варианту проекта этой методики, представленных на сайте МИУ для обсуждения.

В отношении решения проблемы повышения конкурентоспособности отечественных морских портов на рынках портовых услуг путем регулирования уровня ставок портовых сборов следует отметить.

Доля затрат на оплату портовых сборов как в общих расходах судовладельцев на содержание судов, так и в общих транспортных затратах грузовладельцев незначительна. Поэтому, конечно, наивно полагать, что только путем снижения ставок только портовых сборов можно повысить конкурентоспособность отечественных морских портов и привлечь дополнительные объемы транзитных грузов в Украину. Как будто бы все транспортные затраты грузовладельцев при реализации товаров (и их закупке) на мировых рынках через отечественные морские порты сводятся только к расходам, связанным с перевалкой их грузов в портах, и только к оплате портовых сборов.

Конечно, проблема повышения привлекательности отечественных морских портов для грузовладельцев при реализации (закупке) товаров на мировых рынках должна решаться комплексно - путем проведения МИУ экономически обоснованной, взвешенной и согласованной тарифной политики.

И это - на всех видах транспорта, участвующих как в логистике грузов. Включая, автотранспорт, владельцы которого также заинтересованы в повышении объемов перевозки грузов, так и в перевалке грузов в портах.

Это относится и к тем структурам, которые, непосредственно не участвуя в транспортировке грузов, значительно повышают транспортные затраты грузовладельцев.

Об авторе. Всеволод Васильевич Попов, кандидат экономических наук, участник разработки новой системы портовых тарифов, включая судовые портовые сборы, введенных в действие в СССР в 1975 году, а также разработчик системы портовых тарифов для морских портов Украины, введенных в действие правительством Украины в 1990-е годы. Почетный работник Министерства транспорта Украины.

Автор: Всеволод ПОПОВ, кандидат экономических наук (Одесса).
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Самые обсуждаемые

Популярные

47 queries. 0.281 seconds.
47 / 0.281 / 15.4mb