А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Аналитика

Создана: 20 April 2017 в 17:12

В море и на берегу: быть или не быть в Украине научно обоснованной методике расчета ставок портовых сборов?..

Методика расчета ставок портовых сборов очень важный отраслевой нормативный документ в области портового ценообразования. Портовые сборы, взимаемые с судовладельцев в морских портах согласно статье 22 Закона Украины «О морских портах Украины». Сборы - корабельный, причальный, якорный, канальный, маячный, санитарный, за исключением административного - основные источники средств на содержание и развитие гидротехнических сооружений (инфраструктуры портов), обеспечивающих безопасность судоходства в портовых водах и охрану окружающей среды в водах Украины. При этом следует учесть, что отечественные морские порты, работая в жесткой системе налогообложения в стране, в отличие от портов некоторых зарубежных стран, не получают от государства никакой финансовой помощи. Средства от административного сбора направляются в госбюджет. Методика предназначена для научно обоснованного расчета ставок портовых сборов с учетом специфических особенностей портового ценообразования. Так как морские порты Украины - неотъемлемая часть мировой системы торгового мореплавания, при разработке методики должны учитываться особенности формирования уровня ставок портовых сборов, принятые за рубежом. А условия их начисления и взимания - соответствовать, принятым в международном судоходстве.

Фото: Без слов.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

То есть:

- в основу расчета ставок портовых сборов должна быть положена стоимость услуг,получившая широкое распространение в зарубежном портовом ценообразовании: себестоимость услуг, плюс определенная прибыль на развитие производства. Стоимостная основа ставок портовых сборов не зависит от принятой в странах концепции формирования их уровня – английской или французской. «Искусственное» снижение уровня ставок портовых сборов для повышения привлекательности национальных портов на рынках портовых услуг (при французской концепции) не исключает их первоначальной стоимостной основы, ибо недостающие портам средства на содержание и развитие портов компенсируются государством;

- формулы расчета ставок портовых сборов должны учитывать индивидуальные особенности начисления и условия взимания каждого портового сбора.

Себестоимость услуг по каждому портовому сбору (за исключением административного) определяется исходя из величины соответствующих экономически обоснованных затрат портов на содержание инфраструктуры портов и величины облагаемой сборами валовой вместимости судов (их GT), учитывающей условия взимания каждого портового сбора.

При разработке действующей системы портовых сборов в Украине, количество их наименований было установлено исходя из перечня услуг, предоставляемых судовладельцам при входе судов в порт, стоянке в порту и выходе из порта, определенных структурой портовых гидротехнических сооружений.

А общий уровень портовых сборов – исходя из величины общих затрат на их содержание. Поэтому нельзя согласиться с авторами, предлагающими для снижения портовых затрат судовладельцем сократить количества взимаемых в настоящее время портовых сборов.

Например, путем исключения канального сбора, объединив его с корабельным или каким-либо другим сбором.

Так как условиями взимания ставок портовых сборов, принятыми в международном судоходстве и действующей системой в Украине, предусматривается их дифференциация по типам судов (их специализации), по видам плавания и т.д., то не может быть лишь одной формулы для расчета ставок каждого портового сбора. Как это было представлено в разработанных ранее вариантах проекта Методики.

И это при том, что ни одна из предлагаемых разработчиками формул расчета ставок портовых сборов не была правильной, так как не учитывала различия условий взимания каждого сбора с их GТ, которые даже не были представлены в методике.

А формула расчета ставок канального сбора, учитывающая расстояние прохода судном Бугско-Днепровско-лиманским каналом (БДЛК), в принципе неверна. Не по такой формуле должны определяться эти ставки.

При планируемом Министерством инфраструктуры Украины (МИУ) пересчете действующих ставок портовых сборов для взимания с GТ судов по разработанным в Методике формулам, ГП «АМПУ» не получит средств, необходимых для содержания и развития инфраструктуры портов, а государство - планируемых доходов от административного сбора.

При переходе на новый базис расчета ставок портовых сборов (с GТ судна) должен быть пересмотрен отличающийся излишней сложностью и действующий порядок их начисления и условия взимания, предусмотренный приказом МИУ № 316. Причем с внесением соответствующих коррективов в связи с появлением новых типов судов и новых транспортно-технологических схем перевозки грузов, а также новых технологий их перевалки в портах.

Для этого должен быть произведен соответствующий анализ условий взимания ставок портовых сборов в развитых зарубежных портах, существующая дифференциация ставок в зависимости от типов судов и их специализации, вида плавания.

Рассмотрены случаи предоставления судовладельцам скидок со ставок портовых сборов, их величины, а также полного освобождение судов от их оплаты. Эти условия должны быть учтены в принятом порядке начисления и условиях взимания ставок портовых сборов с валовой вместимости судов, включены в методику расчета ставок портовых сборов и учтены при разработке формул расчета ставок портовых сборов для взимания в GТ судна.

В случае сохранении действующего порядка начисления и условий взимания портовых сборов, предусмотренного упомянутым приказом МИУ, пересчет их ставок на новую базу их начисления по формулам, как правило, не производится.

Осуществляется лишь их корректировка с помощью специальных коэффициентов. Такой метод получил широкое распространение в зарубежном портовом ценообразовании.

При очень сложной структуре систем портовых сборов и условий их взимания в развитых зарубежных портах, трудно представить, какой была бы методика расчета их ставок.

Так, с помощью рассчитанных коэффициентов в конце 1980-х годов по заданию Министерства морского флота институтом были пересчитаны ставки всех судовых портовых сборов для морских портов СССР, взимаемые с чистой регистровой вместимости cудов (NRT), для их начисления с условного объема судна (модуля судна).

Коэффициенты определялись по типам судов (их специализации) исходя из соотношения их NRTи модуля судна. В 2008 году по заданию Министерства транспорта и связи Украины ГП «УкрНИИМФ» с помощью аналогичных коэффициентов были пересчитаны ставки всех судовых портовых сборов для взимания в валовой вместимости судов. Коэффициенты определялись также по типам судов (их специализации), исходя из соотношения модуля судна и их GТ.

Полученные институтом коэффициенты по уровню были близки коэффициентам, принятым в РФ при переходе российских портов на новый базис расчета ставок портовых сборов.

Таким образом, Методика представляет собой своего рода механизм, позволяющий разработать экономически обоснованный уровень ставок портовых сборов, величина которых может быть как выше, так и ниже действующих.

Поэтому утверждение авторов различных вариантов проекта новой Методики, что ставки портовых сборов, рассчитанные исходя из стоимостной модели их расчета («затрата+»), позволят повысить конкурентоспособность отечественных морских портов на рынках портовых услуг за счет их снижения, необоснованно.

Непонятно также, о каком согласовании с представителями бизнеса (при всем к ним уважении) такого нормативного документа может идти речь, если в основу расчета затрат, предназначенных для компенсации ставками портовых сборов, положен экономически обоснованный их уровень, а прибыль – в размере, необходимом для развития производства – инфраструктуры портов. Притом, что условия взимания каждого портового сбора соответствуют условиям, принятым в международном судоходстве?

Если для повышения конкурентоспособности отечественных морских портов представителями бизнеса предлагалось предоставление судовладельцам каких-либо дополнительных скидок со ставок портовых сборов (которые не были учтены в формулах их расчета), то должно быть представлено соответствующее экономическое обоснование их целесообразности.

В противном случае это приведет к необоснованной потере доходов от портовых сборов.

А если говорить более общо, то разве можно повысить конкурентоспособность отечественных морских портов путем предоставления определенных скидок со ставок только некоторых портовых сборов? Как будто бы все транспортные расходы грузовладельцев сводятся к оплате только портовых сборов…

Выбор грузовладельцами портов перевалки грузов для их реализации (или закупки) на мировых товарных рынках зависит от привлекательности отечественной транспортной системы в целом, определяющей общую величину его транспортных затрат.

Заметьте, не от отдельных ее составляющих звеньев - железной дороги, морских портов, автотранспорта и др. И тем более не от рассматриваемых портовых сборов.

Изменением уровня только некоторых из них разработчики различных вариантов проекта методики пытались повысить привлекательность отечественных морских портов на рынках портовых услуг и привлечь дополнительные объемы транзитных грузов в Украину.

Проблема повышения привлекательности отечественных морских портов для грузовладельцев при реализации (закупке) товаров на мировых рынках должна решаться комплексно - путем проведения МИУ экономически обоснованной, взвешенной и согласованной тарифной политики на всех видах транспорта, участвующих и в транспортировке грузов, и в перевалке грузов в портах.

Это относится и к тем структурам, которые, непосредственно не участвуя в транспортировке грузов, значительно повышают транспортные затраты грузовладельцев.

Тот факт, что ни один из разработанных ранее вариантов проекта методики так и не был принят МИУ, объясняется тем, что к ее разработке привлекались не специалисты в области портового ценообразования, а представители из разных областей знаний и организаций - из Европейской бизнес ассоциации - ЕБА, эксперты Международной финансовой корпорации - IFC, Всемирного банка – ВБ, международные эксперты…

Надеюсь, что ныне новое руководство ГП «АМПУ» более ответственно отнеслось к созданию важного отраслевого нормативного документа. А к его разработке были привлечены специалисты в области портового ценообразования, работающие в отечественных морских портах.

Автор: Всеволод ПОПОВ, кандидат экономических наук, почетный работник Министерства транспорта Украины.
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

48 queries. 0.194 seconds.
48 / 0.194 / 13.9mb