А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Новости Украины » Одесса

Создана: 14 May 2020 в 13:31

Бизнес на меду: сладкая история успеха – первая «медовая» аграрная расписка в Украине…

На мировом рынке меда Украина не один год занимает лидерские позиции среди десятка крупнейших производителей, а экспорт продукции из страны динамически возрастал в течение последних нескольких сезонов. Тем не менее, отечественные пасечники сталкиваются с многочисленными трудностями, в том числе, и с доступом к финансированию. Аграрные расписки уже помогли фермерам из разных сегментов аграрного рынка привлечь более 1 млрд. долларов финансирования. Этот потенциал аграрных расписок может быть реализован и в пчеловодстве. В рамках Проекта IFC при поддержке Государственного секретариата Швейцарии по экономическим вопросам SECO была разработана бизнес-модель для финансирования пчеловодов по аграрной аграрной расписке. Весной 2020 года эта модель очень пригодилась семье пасечников из Одесчины.

Фото: Пасека.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

«Моя семья – бабушка с дедушкой – приехали на Одесчину в 1951 году как переселенцы из Волынской области. Даже разобрали родную хату и собрали ее здесь – в Черноморье. Дедушка привез с собой улики - 4-5 пчелосемей. Я росла у бабушки с дедушкой, поэтому с детства возле ульев…», – вспоминает Наталия Котенко.

Наталия вместе с мужем с 2014 года занимается пчеловодством – начинали с 15 соток земли и 5 пчелосемей возле собственного дома на Одесчине. Сейчас семья содержит более 150 пчелосемей, развивая пасеку как основное дело и источник семейного дохода, и именно они стали первыми пасечниками, которые воспользовались инструментом аграрных расписок.

«Если заниматься пчеловодством как бизнесом – это тяжелый, упорный труд, – отмечает Наталия Котенко. – С начала марта и до сентября мы выезжаем на кочевку, наша задача – подвести пчел к медоносу. Но пасека растет и кочевать на постоянной основе становится все сложнее, поэтому в этом году мы выставили пасеку стационарно, у нас природная зона позволяет развивать органическое направление».

Каналы для сбыта пасечники ищут самостоятельно: мед сдают на оптовый сбор, продают через Интернет и среди знакомых в собственных брендированных баночках и т.д.

«…Мед у нас не остается, – утверждает Наталия. – Планируем расширяться, думаем высаживать еще медоносные деревья, сеять медоносные травы. И, понятно, будем наращивать пчелосемьи».

Вместе с тем, фермерша признается: в дополнительном финансировании нуждаются постоянно – на механизацию, охрану, инвентарь и обновление ульев. Но к кредитам не обращались из-за волатильных цен на мед и отсутствия приемлемого залога.

Выход нашли в инструменте аграрных расписок.

«…Потребность в таком инструменте как аграрная расписка возникла давно, мы искали, ведь нуждались в дополнительном финансировании, – отмечает Наталия Котенко. – А кредитору необходимо было находить нужные объемы продукции. Можно сказать, что аграрная расписка нас свела, была заинтересованность с обеих сторон».

Тематика и трудности пчеловодов не чужие для кредитора по аграрной расписке, которым стал Олег Калинин. Более 10 лет он самостоятельно занимается пчеловодством и зарегистрировал собственную торговую марку «Медовая Фабрика», а также работает над развитием всей отрасли в составе рабочей группы при ТПП Украины по развитию пчеловодства.

По словам Олега Калинина, украинские пасечники производят ориентировочно 100 тыс. тонн меда хорошего качества, которое с легкостью удовлетворит существующие мировые стандарты.

Однако эффективный сбыт остается для пасечников вопросом номер один: «Дорого продать мед всегда тяжело, – отмечает Олег. – Сейчас многие хотят продать, но продукцию просто не берут: наш рынок перенасыщен. Что касается экспорта, то пчеловоды не регистрируют надлежащим образом свое производство. А зарубежные покупатели хотят видеть происхождение меда, где он производится, в каких условиях и т.д. К сожалению, сейчас нельзя доказать происхождение меда и поэтому покупатели дают низкую цену…».

Решение Олег Калинин видит в регистрации пасек, что легализирует фактическое производство меда, в работе над конечным продуктом для максимизации добавленной стоимости, а также в сертификации меда по стандартам органической продукции. Это позволит выходить на экспорт, открывать новые рынки сбыта и получать более высокую цену за свою продукцию.

Аграрные расписки в пчеловодстве Олег Калинин рассматривает как стимул к регистрации пасек согласно действующему законодательству, что позволит привлекать финансирование в будущем.

«…Аграрная расписка позволяет получить деньги на развитие своего дела. Даже больше – поставить свой товар кредитору, если оформляешь товарную расписку. В наших реалиях реализация продукции пчеловодства очень много значит. При этом в расписке можно зафиксировать ее объем, цену. Это классный инструмент, который даст новые возможности нашим пчеловодам», – добавляет Олег Калинин.

Наталия Котенко также разделяет такую позицию. По ее словам, товарная расписка кроме возможности получить деньги позволяет привлечь дополнительный канал сбыта готовой продукции.

«Сначала кредитор предоставляет нам деньги, в нашем случае – 36 тыс. гривен, а в конце сезона на погашение займа кредитор забирает часть нашего меда, который по договору идет в залог».

«Главное сейчас донести до пчеловодов информацию об этом инструменте и о том, как он работает», – подытоживает Олег Калинин. А тогда те пчеловоды, которые готовы перевести свое дело в формат устойчивого бизнеса, направленного на более эффективные каналы сбыта, будут иметь возможность привлекать финансирование и развиваться.

Эксперты медового сегмента агрорынка отмечают, что следующие два года станут для украинского медового рынка определенным перекрестком.

Дальнейший рост экспорта возможен лишь через легализацию производства и подтверждение происхождения меда, в частности через создание эффективного и понятного реестра производителей меда.

В комбинации с расширением доступа к финансированию благодаря инструменту аграрных расписок это позволит производителям укрепить свои позиции на мировом рынке и открыть новые каналы сбыта.

Автор: Николай ЛУГОВОЙ (Киев - Одесса, Украина).
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

40 queries. 0.245 seconds.
40 / 0.245 / 14.51mb