А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Новости Украины » Одесса

Создана: 27 May 2014 в 07:47

Дискуссия: референдумы в Крыму и на Востоке, – как блеск и нищета конституционализма в Украине…

Давайте посмотрим сугубо с правовой точки зрения на референдумы в Крыму и на Донбассе. И на проблему принятия новой Конституции в Украине. Итак, их правовые статусы – в дискуссии юристов-правоведов. Юрист Евгений ВОВК, руководитель Пресс-клуба «Право» ОРО НСЖУ: «Полагаю, что мнение адвоката Николая Демиденко, которое ниже публикует портал «Политика и деньги», является в хорошем смысле провокацией. Его конфликтная форма подачи правовой позиции должна подстегнуть общество к началу серьёзной дискуссии о конституционализме в Украине, проводимой как части процесса всенародного участия в разработке и принятии новой Конституции, о поиске форм вовлечения общества в управление государственными делами, разграничении полномочий, определения оптимального государственного устройства, структуры и системы государственных органов, расширения сферы осуществления непосредственной демократии. И в конечном итоге, к разработке и принятию новой Конституции и закрепления в ней эффективной системы народовластия. Хотя, поверьте! Проблема не ограничивается решением задач принятия новой Конституции и закона о всенародных референдумах. И проведение так называемых народных референдумов о федерализации или суверенности отдельно взятых территорий проблемы и в обществе, и на отдельно взятой территории не решит...».

Фото: zn.ua. Конституция Украины.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

Адвокат Николай ДЕМИДЕНКО:

- Новые владыки Украины, ставшие у руля страны в результате вооруженного переворота, а также их американские и европейские покровители и пособники, в унисон талдычат и навязывают народу свои выводы о незаконности проведения референдумов о независимости Республики Крым, Донецкой и Луганской областей, на которых перед населением (избирателями) ставился вопрос о создании независимых (суверенных) государств.

В подтверждение этой провластной точки зрения обычно ссылаются на то, что статей 73 действующей Конституции Украины решение вопросов об изменении территории Украины отнесено к компетенции исключительно Всеукраинским референдумом. А ст. 72 предусмотрено, что такой референдум назначается Верховною Радою Украины или Президентом Украины в соответствии с их полномочиями, установленными этой Конституцией.

Всеукраинский референдум может быть провозглашенным и по народной инициативе по требованию не менее 3 млн. граждан Украины, имеющих право голоса. При этом подписи относительно назначения референдума должны быть собраны не менее чем у 2/3 областей и не менее чем по 100 тыс. подписей в каждой области…

…Обратите внимание, прежде всего, на то обстоятельство, что Конституция Украины в связи с правом на проведение Всеукраинского референдума вовсе не упоминает такие административно-государственные образования как Республика Крым, города Киев и Севастополь, иные города центрального (республиканского) подчинения. Как будто их позабыли, а поэтому норма о проведении Всеукраинского референдума по народной инициативе их не касается. Ведь в приведенной выше ст. 72 Конституции сбор подписей для изъявления народной инициативы предусмотрен только в областях.

Значит ли это, что проведение Всеукраинского референдума относительно независимости Республики Крым, Донецкой, Луганской, да и любой другой областей, можно организовать вообще без учета волеизъявления населения этих регионов? Их мнение, оказывается, не имеет существенного значения. Ведь для решения судьбы того или иного региона достаточно собрать 3 млн. подписей в 2/3 любых других областей, лишь бы было собрано не менее 100 тыс. голосов от каждой из них. Странная какая-то норма.

Предлагаю также обратить внимание на тот факт, что в ст.73 Конституции Украины не имеется уточнения, что следует понимать под термином «изменение территории Украины». Вероятно, что имеется в виду отделение отдельных участков от территории Украины и присоединение к ней «новых» участков», обмен приграничными территориями. Возможно, что под понятие «изменение территории» подпадают и действия по пересмотру шельфовой зоны, а также границ по руслам рек и проливов. Можно утверждать, что «изменения территории Украины» наступают и вследствие размывания берегов, например, острова Змеиного, или косы Тузла, или пограничных рукавов Дуная.

Думаю, что изменения территории Украины, как и любого другого государства, есть перманентным явлением. Полагаю, что и демаркация границ с соседними странами также сопряжена с некоторыми изменениями территории Украины. Но что-то не заметно, чтобы слуги народа спешили объявлять Всеукраинские референдумы по всем таким событиям, влекущим изменения территории. Поэтому остается только гадать, что же имели творцы Конституции под этим, казалось бы, простым выражением, какие именно вопросы об изменениях территории Украины они отнесли к компетенции Всеукраинского референдума.

Второй важнейший факт, который «забывают» и стремятся обойти представители власти, - это требования ст.19 Конституции Украины, в которой сказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Официальное толкование этого положения дано в Решении Конституционного Суда Украины № 7-рп/2009 от 16.04.2009.

Что касается граждан, то это Конституционное положение на них не распространяется. Граждане вправе делать все, что прямо не запрещено законом и не нарушает права других лиц. Как известно, референдумы в Республике Крым, Донецкой и Луганской областях назначались и проводились отнюдь не органами государственной власти или органами местного самоуправления, и не их должностными лицами. Они проводились непосредственно самим народом, народными (гражданскими) формированиями и представителями народа (граждан, избирателей).

Ведь самые высокопоставленные чиновники Украины, в том числе судьи и прокуроры, непрерывно твердили и продолжают твердить, что все эти народные губернаторы и прочие руководители сепаратистов и федералистов – самозванцы, и свою деятельность они проводят без надлежащих полномочий. Полагаю, что их такая оценка не смущает, они могут довольствоваться и общественным долгом, представительством интересов доверяющего им народа.

На этом фоне диссонансом является проведение в ряде населенных пунктов Донецкой области, соседствующих с Днепропетровской областью, референдума о выходе из состава Донецкой области с целью последующего присоединения (вхождения) в состав Днепропетровской области. Надеюсь, что средства массовой информации не врали, что этот местечковый референдум инициировал глава Днепропетровской облгосадминистрации, он же олигарх, Коломойский, а решения о проведении референдумов принимались, как правило, органами местного самоуправления, сельскими и поселковыми радами.

Напомню, что эти органы и государственные чиновники вправе действовать только по основаниям, предписанным законом, в рамках полномочий и способом, определенных законом. Но тут власть предержащие нарушений Конституции и законов не видят. Потому, что эти референдумы задуманы и осуществлены ими в пику так званым сепаратистам. Разве это не двойные стандарты, разве это не избирательное применение права?

Теперь, давайте, почитаем еще ряд статей нашей Конституции, самой гуманной в мире: Статья 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и целенаправленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является обязанностью государства.

Это означает, что права человека и их обеспечение должно иметь в Украине имеет первостатейное, приоритетное значение. Ради чего так званые сепаратисты, а с ними и большая часть населения Крыма и Донбасса, затеяли референдумы? За что они натянули на себя камуфляжи и почти безвылазно находятся на блок-постах и баррикадах под угрозой уголовных преследований и вооруженных нападений со стороны государственных силовых структур. Ответ ясен – они борются за свои права и свободы, в том числе за равенство своего русского языка, за свое достоинство и честь, в конечном счете, за надежду лучшей жизни.

Посудите сами: если жизнь, здоровье, права и свободы человека, в данном случае права и свободы населения Юго-Востока Украины, должны иметь для государства Украина и ее властей приоритетное значение, то как можно оправдывать действия государства и властей по подавлению протестующих борцов за свои права? Ведь обязанностью государства есть «утверждение и обеспечение прав и свобод человека», а не затыкание ртов и промывание мозгов несогласным бунтовщикам, организаторам «самовольного» референдума как последнюю надежду защиты своих прав и свобод.

Если жизнь и здоровье, права и свободы человека являются первейшей и главнейшей социальной ценностью, заботиться об обеспечении которых должно государство и его чиновники, то все остальное, включая формы государственного устройства и правления, является второстепенным, призванным обеспечивать те же права и свободы человека.

У нас же в Украине приоритет придан правам чиновников, государственных органов управления, власть предержащих. Законы в их руках. Законы, говорят, святы, да законники супостаты. Английский писатель Джером К. Джером когда-то писал о Германии, что в ней не было только закона, запрещающего стоять на голове. В Украине, если кто-нибудь вздумает проделать такой трюк в людном месте, и за стояние на голове можно упечь как за нарушение общественного порядка. К сожалению, это потому, что Конституция носит декларативный характер.

Статья 3, да и многие другие, дает массу материала для обсуждения и толкования. Она остается далеким от реалий жизни путеводным маяком во тьме беззакония и произвола, да коррупции, которые как паутиной, обвили Украину за последние 20 с лишним лет. Пауков и паучих называть не стану, их народ и без меня знает поименно. Они чаще других поучают нас и призывают к безропотному смирению с телевизоров.

Привожу выдержки из 5 Конституции Украины: Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти та органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.

Лучше, пожалуй, не скажешь. В Конституции Украины не расшифровывается, в каких формах может осуществляться непосредственная власть народа. Нет и запретов, что такая власть народа не может осуществляться путем организации референдумов и опросов населения, майданов и антимайданов, иных протестных акций. Если народ (Demos, People) признается сувереном и первоисточником власти, то воля народа, каким бы способом она не была выражена, для избранных народом или назначенных государственных деятелей и чиновников всех уровней должна быть обязательным для исполнения законом.

Поэтому, причитания чиновников о том, что воля населения Крыма и Донбасса выражена не в той форме, которую они же придумали. Многие чиновники, видимо, позабыли, а то и не помнили, что каждый человек, каждый гражданин имеет право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений (это ведь тоже из Конституции Украины).

Обратите внимание также на статью 38 Конституции Украины, которая гласит о том, что граждане имеют право брать участие в управлении государственными делами, у Всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно ст. 69 Конституции, народное волеизъявление осуществляется как через выборы и референдумы, так и иные формы непосредственной демократии, которые не определены и не ограничены.

И, наконец, часть 4 ст. 55 Конституции: Каждый имеет право будь какими не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств. Добавлю, что эта норма дает право защищаться и от произвола чиновников. Всеми доступными средствами, если они прямо не запрещены законодательством. Правда, чиновников, творящих произвол, чаще всего устраивает, чтобы пострадавший и обиженный становился жалобщиком. Ибо жалобы тонут в государственных конюшнях та отстойниках. Нужен новый Авгий, чтобы очистить эти конюшни?

В этих заметках проанализирована небольшая часть конституционных норм, которые в той или иной мере касаются событий в Крыму и на Донбассе, в Харькове и Одессе. Знание этих норм позволяет более правильно делать оценки этих событий и действий властей. Нормы Конституции, говорят, должны иметь прямое действие, то есть исполняться. Как это сделать? Только народу по силам установить Конституционный порядок.

Советую вельможным панам от власти, особенно прокурорам, судьям, СБУшникам и прочим так званым правоохранителям и силовикам, более глубоко и твердо усвоить хотя бы основные положения Конституции Украины о правах и свободах граждан (человека), чтобы зря не порочить результаты референдумов и не столь бесшабашно применять репрессии относительно их организаторов и сторонников. Воля народа, у какой бы способ она не была выражена, - закон для слуг государства и народа. Как бы ее не шельмовали и паскудили.

Юрист Евгений ВОВК, руководитель Пресс-клуба «Право» ОРО НСЖУ продолжает:

- ...Мне кажется, что втягивания всей страны и поколения наших детей в новое двадцатилетие разброда, шатаний и поиска выхода из тупика не желает подавляющее большинство. А поэтому, всем необходимо успокоиться. И только широкое, взвешенное и не политизированное обсуждение проблем и принятие целого списка необходимых законов и договоренностей может снять накал в обществе и определить дальнейшие пути стабилизации и развития общества.

О срочности принятия Конституции

Разработка и принятие Основного закона может стать не только формированием нового и фундаментального документа страны, но и тщательно разработанной программой и фиксацией принципов развития Украины на ближайшие два-три поколения её граждан. Основной закон должен быть простым в понимании, четко и системно выписан. А главное, быть законом не о полномочиях государственного аппарата, а об обществе и его независимости, гражданине и его свободе.

Конституция 1996 года с последующими поправками к ней остается, по сути, более политическим, нежели народным документом. Современный политикум не заявил обществу новое видение конституционализма в Украине и Основного документа. Хуже того, появляются требования к быстрому принятию новой Конституции в угоду политической ситуации. Это будет одной из главных ошибок, негативные последствия от которой станут проявляться не более, чем через месяц.

Построение новой системы конституционализма включает множество факторов и условий, определение принципов существования и развития правового государства и гражданского общества, определение принципов верховенства права и закона, границ и способов осуществления полномочий в системе госуправления, определение оптимальной модели государственного устройства, четкое определение объема и форм осуществления непосредственной демократии, разграничение полномочий между государственным, региональном управлением и местным самоуправлением, определение всей совокупности прав и обязанностей граждан, принципов осуществления гражданских отношений в обществе, принципов, на которых основывается внутренняя и внешняя политика в Украине и независимость государства, и многое другое.

Почему общество должно быть ограничено только полномочиями принимать Конституцию. Почему до сих пор не определены все формы и пределы осуществления непосредственной демократии? Почему принятие основополагающих законов откладывается, даже тогда когда этих лозунгах та или иная политическая сила пришла к власти? И почему общество не имеет реальных рычагов заставить представительную власть услышать его, кроме крайних форм давления?

До сих пор политикум уклоняется от ответа на вопрос: «Как, кем и когда будет разрабатываться новая Конституция Украины? Как, кем и когда будут приняты законы Украины «Об импичменте Президента Украины», «Об отзыве депутатов в Украине», «О региональных и местных референдумах», «О всеукраинских, региональных и местных собраниях в Украине», «Об установлении контроля общества за осуществлением правосудия в Украине», «Об прекращении полномочий судей», «О Конституционной ассамблее и конституционных представителях в Украине», «О порядке разработки, всенародного обсуждения и принятия новой Конституции Украины», «Об Основах законодательства Украины о народовластии», Избирательный кодекс Украины.

А принятие таких законов - назрело давно.

Надо всё же провести три всенародных референдума: «Об отношении к земле в Украине», «О государственном устройстве в Украине», «О военной стратегии Украины». Чего или кого мы боимся? Народ у нас мудрый. Будем честными мы, будут честными и с нами. Другого – не дано.

Что мешает создать Конституционную ассамблею и провести выборы конституционных представителей в Ассамблею? На Ассамблею будут возложены полномочия подготовки Конституции, её общенародного обсуждения, последующего внесения поправок в неё. На конституционного представителя будут возложены полномочия надзора над соблюдением конституционных прав граждан и принципа верховенства права в округе, защите конституционных прав граждан и территориальных громад.

Такие проекты законов давно лежат в Верховной Раде Украины.

Всё общество может пройти этот этап как образовательный и просветительский, осмысливая и понимая значение не политических лозунгов, а гражданско-правовых терминов и положений, принимая участие в разработке Основного закона.

К глубокому сожалению большинство правовых идей затрагивают вторую часть Конституции. Это в какой-то степени подтверждает то, что до сих пор не можем отказаться от «царя». Постоянно ищем «лидера». И систему народовластия представляем в виде некой пирамиды, нежели замкнутой системы.

Народовластие - достаточно сложная система. Она может быть построена, обеспечить и защитить общество от угроз узурпации. Но главное, эта система должна строиться от закрепления всей совокупности прав гражданина и человека, обеспечивающих его свободу, всего общества и его независимости. Построение системы управляемости через представительную демократию всё же вопрос второго порядка.

О непосредственной демократии

В Украине не определены все формы осуществления непосредственной демократии. Существующие формы серьезно ограничены законом. Об этом свидетельствуют события последних шести месяцев, которые разделили общество на две группы. Одни убеждены, что был совершен государственный переворот группой заинтересованных во власти оппозиционных сил и деятелей.

Другие считают, что имел место протест общества против узурпации власти, переросшего в борьбу за восстановление народовластия. Они убеждены, что у народа есть право на массовый протест и на восстание. Отсюда и различие оценок и отношений одних и других к представителям ушедшей и пришедшей власти, происходящим в стране событиям.

Но одно остается верным. Значение общественного контроля за государственным аппаратом на протяжении двадцати лет постепенно сводилось к нулю. Влияние общества на аппарат стало виртуальным. Общество было обмануто псевдоновациями о вовлечении общественности в практику управления государственными делами.

Однако, при всём уважении к общественным советам, они как построенные на представительстве партий и общественных организаций являются неработоспособными.

Не разработанной является и такая форма организации общественного и государственного взаимодействия и выработки общих решений как наблюдательные советы.

Однако, форм установления контроля общества над государственным аппаратом и органами представительной демократии - достаточно много. Но они и сегодня остаются без законодательного разрешения и реально не защищенные законом. Фактически к 2014 году было окончательно утрачено доверие граждан к представительной власти и государственному аппарату.

Хочу быть честным до конца: для выхода из тупиковой ситуации необходим пересмотр всей системы конституционализма и самоуправления в обществе. Резать придется по живому, но не по обществу, а по организму государственного аппарата и созданной несистемной и безответственной политической надстройки, превратившего основной закон и его исполнение в правовую абракадабру. Вмешательство должно быть радикальным. И здесь может иметь место поддержка здравомыслящей части общества. А это - большинство.

Роль Конституции – закрепление юридического равенства возможностей граждан. В конституционализме свобода гражданина есть первооснова и предшествует демократии. Свобода есть высший идеал и цель конституционализма, первой её составляющей. Демократия может существовать только в сообществе свободных граждан.

Если внимательно проанализировать структуру и последовательность изложения в нынешней Конституции Украины прав и свобод граждан, то очевидным есть непоследовательное перечисление их без соблюдения какого-либо разумного порядка.

В законодательстве не нашли своего закрепления верховенство права гражданина на реализацию трёх групп фундаментальных прав гражданина: право на материальные блага, на участие в управление общественными делами, на информацию, определяющих его Свободу.

Демократия по своей природе не может ограничить или уничтожить свободу человека. Именно поэтому свобода гражданина является приоритетным объектом конституционализма, предметом всей совокупности прав, их охраны и защиты. Но это в случае, если демократия не виртуальная.

Но, в тоже время, Конституция – есть документ о юридическом закреплении народовластия, второй составляющей конституционализма.

И не следует считать, что придет герой и всё поставит на свои места. Мнение о том, что общество без лидера толпа является в корне неверным. Общество без здравой идеи - толпа. Поэтому оно должно выбирать лидеров, а не ждать, когда их ему навяжут. Не будет воли – будем рабами! Будет воля - будем свободными!

Свобода, - категория принадлежащая Человеку, а независимость - государственно организованному обществу. По-сути, свобода гражданина и независимость общества может стать национальной идеей. Качество этих категорий определяется тремя основными социальными условиями: отношениями к материальным, управленческим и информационным благам.

Такое построение во многом помогает понять причины поражений в реализации задачи сохранения единства Украины. Были и те, кто видел бессилие центральной власти удержать единство. Были и те, кто искренне считал, что референдум даст возможность разрешить многие проблемы. Одни достигали личных целей. Другие вновь оставались обманутыми. Глубокую оценку событий в Киеве и Крыму, в Донецкой и Луганских областях ещё предстоит провести.

Но правдой есть и то, что только расширение форм и сфер прямого проявления народовластия, жесткий и простой механизм осуществления контроля над представительной властью в центре и на местах, принятие необходимых законов в политической и гражданской сферах, позволит сбалансировать отношения в обществе, снять политические конфликты центра и регионов, регионов и территориальных громад.

Да, эти формы самоуправления и прямой демократии, контроля за представительными формами демократии необходимо создавать, разрабатывать, совершенствовать. Но не кулуарно, а всем вместе.

И только таким способом принятый новый Основной закон должен стать не только актом прямого действия, но и программой развития Украины на ближайшие два-три поколения её граждан. Всё общество должно, принимая участие в этом процессе, пройти его, в том числе как образовательный и просветительский этап, пропуская через себя значение не политических лозунгов, а гражданско-правовых терминов и утверждений.

Как нельзя с точки зрения здравого смысла проводить референдум о независимости в течение 3-х недель, так нельзя и предлагать проект Конституции без создания механизма его принятия с участием всего общества.

Автор: Николай ДЕМИДЕНКО, адвокат (Одесса), Евгений ВОВК, юрист, руководитель клуба «Право» ОРО НСЖУ.
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

49 queries. 0.227 seconds.
49 / 0.227 / 14.35mb