А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » В мире

Создана: 18 June 2017 в 12:20

Журналистика в России, по лекалам СССР снова мутировавшая в пропаганду, – об эволюции индустрии новостей…

Совсем маленький, но юркий малыш с кипой свежеотпечатанных газет, бегущий по улице и выкрикивающий самые привлекательные - с его точки зрения - заголовки. Периодически малыша останавливают солидные джентльмены (редко - дамы) и покупают номер за одну монетку. Этот образ настолько растиражирован кинематографом, что стал своего рода визитной карточкой второй половины XIX и первых десятилетий XX века. Правда, в кино у подобной сценки была и иная функция: сообщить зрителю какой-то факт, который становится известен главным героям. Но и в реальности новости в те годы, по большому счету, узнавали примерно так - по выкрикам бегущих по улице разносчиков газет, которыми действительно часто становились маленькие дети, вынужденные идти работать, чтобы помочь своим семьям. Перелом в деле информирования населения о свежих новостях случился между двумя мировыми войнами. Если, например, об отречении Николая II страна узнала из срочных выпусков газет (которые разносили все те же вездесущие мальчишки), то о нападении Германии на СССР - из радиосообщения. Правда, сначала пришлось всех оповещать о том, что такое сообщение вообще будет - но тоже по радио, что стало шагом вперед по сравнению с криками на улице. А во время войны функции новостей выполняли выпуски Советского информбюро.

Фото: Журналистика и пропаганда...

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

Две доктрины и Первая поправка…

В принципе, тот радиоэфир полдня 22 июня 1941 года был внеплановым. А вообще регулярные новостные программы появились на радио еще в середине 1930-х. Руководство американской радиосети CBS пробивало новинку несколько лет после весьма удачного включения из бунтующей и охваченной пожаром тюрьмы в Огайо; дело было в 1930-м, на связь с радиостанцией вышел заключенный «Дьякон», который в прямом эфире рассказывал, что происходит.

На то, чтобы продавить новостные выпуски, ушло несколько лет: спонсоры хотели иметь право вето на ту или иную новость, но в итоге сдались после взаимных угроз - радио становилось одной из главных рекламных площадок, соперничая в этом с привычными газетными объявлениями.

Любопытно, что в 30-е мало кто критически относился к самим новостям - с позиций сегодняшнего дня та паника, которую спровоцировала инсценировка «Войны миров» 30 октября 1938-го, выглядит, может, и забавно, но тогда слушатели верили любым сообщениям.

Кстати, авторы той инсценировки несколько раз во время трансляции предупреждали, что это всего лишь аудиоверсия фантастического романа, но не помогло.

Но больше в то время в США обсуждались проблемы, связанные с выдачей лицензий (этим занималась созданная в 1934 году Федеральная комиссия по связи, ФКС) и заявленной Первой поправкой свободой слова.

Частичное решение нашлось уже в 1940-м и было названо «Доктриной «Мэйфлауэр» (Mayflower Doctrine); тогда ФКС не продлевала лицензию одной из бостонских радиостанций, которая поддерживала определенных кандидатов на государственные посты и выдавала в редакционных материалах свою оценку спорных вопросов - весьма нелицеприятную для сторонников противоположного мнения.

Впрочем, эта доктрина, по которой требовалось предоставить слушателям весь спектр мнений по важному для общества вопросу, продержалась недолго. В 1949-м ее сменила «Доктрина беспристрастности» (или объективности - Fairness Doctrine). По сути, ее концепция была той же самой, что и у «Мэйфлауэра», и содержала требование о равном доступе к эфиру лиц с разными точками зрения.

В 1969-м эту доктрину признал соответствующей конституции Верховный суд США; в 80-е ее пытались превратить в полноценный закон, но Рональд Рейган посчитал, что Первой поправки достаточно, и наложил вето на решение конгресса.

Телевизионные новости появились уже в период действия «Доктрины беспристрастности», и поэтому, пожалуй, им было легче с ней смириться.

В первые годы (конец 40-х и начало 50-х) в этом сегменте соревновались вечные соперники CBS и NBC, и постепенно новостное вещание вышло на совершенно другой уровень. Появились круглосуточные новостные каналы вроде CNN, который во время войны в Персидском заливе в начале 1990-х вел прямые репортажи с мест боевых действий.

Но в самих США популярными остаются все программы CBS - «CBS Evening News» и «60 Minutes», «Good Morning America» на ABC, а также «Today Show» NBC - самое продолжительное новостное шоу на телевидении, впервые вышедшее в эфир в 1952 году. Конечно, в каждой стране свои новостные каналы - зрители предпочитают смотреть новости на родном языке, и, например, информационный «Euronews» выходит в 150 странах и доступен на 13 языках.

Только «Время»?..

Споры западных журналистов о необходимости подходить к освещению событий объективно практически не затронули их советских коллег. Другое дело, что умолчания были распространены везде - как допустимое средство высказать определенную позицию, но именно в Советском Союзе они приняли форму, которую критикуют до сих пор.

Появившаяся в 1968-м программа «Время» (до этого выходили «Телевизионные новости») могла спокойно пройти мимо тех событий, о которых сейчас был бы снят не один сюжет.

И отмечая профессионализм создателей передачи, следует отметить, что фактически это было «агентство позитивных новостей», из сообщений которого можно было узнать, например, о рекордном урожае в Тамбовской области или выходе новой книги Леонида Брежнева, но нельзя — о вводе войск в Чехословакию или о ходе войны в Афганистане, не говоря уже о каких-то катастрофах в стране.

То есть то, что по нынешним временам являлось бы самой горячей новостью, просто не упоминалось, и узнавали об этом граждане по старинке, пользуясь слухами, которыми земля полнится.

С перестройкой и гласностью официозное «Время» стало сдавать позиции, поскольку успехи хлеборобов Черноземья уже никого не интересовали. В 1987 году Александр Невзоров в своих «600 секундах» - передаче на Пятом канале - за 10 минут успевал рассказать и об основных событиях в Ленинграде, и покритиковать власть предержащих.

В программе Невзорова было все то, чего не было во «Времени», - и ее популярность просто зашкаливала. Любопытно, с течением времени ведущий и сама передача становилась все более политически окрашенными, в результате чего «600 секунд» превратились скорее в авторское шоу, перестав быть чисто новостными.

Закрылись «600 секунд» в 1993-м, когда новостного вещания в России было уже много, а его отличия от советского стали заметны невооруженным глазом.

В 1991-м появились «Вести» на ВГТРК («Россия 1»), в октябре 1993-го на том же Пятом вышли «Сегодня», быстро перебравшиеся на вновь созданный НТВ. «Время» с Первого хоть и пропадало на несколько лет (смененная другими новостями), но в середине 90-х вернулось с прежним названием, но в другом формате. Сейчас каждый центральный канал имеет собственную новостную программу, а холдинг ВГТРК - и собственный круглосуточный новостной канал «Россия 24».

И снова мальчик…

О качестве теленовостей (на любом из каналов, наших и западных) сейчас не говорит только ленивый - мол, они все больше и больше становятся похожи на выпуски советского «Времени». На российском «2х2» в начале 2010-х даже выходили сатирические «Hobosti» (восстановленные в 2017 году после перерыва), пародировавшие этот своеобразный возврат в прошлое.

Но именно новостные выпуски еженедельно становятся одними из самых рейтинговых передач; например, на прошлой неделе (с 5 по 11 июня) «Время» Первого канала заняло второе место среди самых популярных программ (рейтинг 5,6% и доля 16,8% по всей России - по данным «Медиаскопа»). Интересно, что «Местное время» (региональный блок «Вестей», который делают местные телекомпании) опередило федеральный выпуск «Вестей» (4,7% и 14,2% против 4,2% и 13,4%).

Впрочем, в наше время основной проблемой теленовостей стало не качество или соответствие какой-либо из «Доктрин».

Фактически сейчас происходит переход новостного вещания на новый уровень, ведь любой выпуск «Времени», «Вестей» или любой другой новостной программы, выходящий в определенное время, безнадежно опаздывает по сравнению с интернетом, в котором информация распространяется мгновенно.

Причем это происходит на фоне того, что интернет уже практически справился с бумажной прессой - все больше изданий переходят в онлайн, либо отказываясь от привычной формы, либо комбинируя «бумагу» с интернетом, а иногда добавляя еще и видео. Этого не смогли добиться ни радио, ни телевидение - люди продолжали читать газеты весь XX век, предпочитая узнавать новости именно оттуда, а от других СМИ ожидая только некой абстрактной новостной картины текущего дня и визуальных (ну или аудио) развлечений.

И не просто так многие телеканалы находят свое место онлайн, приходя к пользователю через соцсети и приложения и зачастую выдавая там новости раньше эфира. А в эфире предпочитая улучшать авторские программы - и не обязательно политические.

Так, первое место на прошлой неделе, например, занял сериал «А у нас во дворе…», а почетное третье - Андрей Малахов с ток-шоу «Пусть говорят».

Все СМИ - газеты, радио, телевидение - были созданы разными, но интернет уравнял их и заставил искать аналог того самого пэйпербоя - мальчика с газетой, который бегал бы по потенциальным зрителям-читателям-слушателям и сообщал им хотя бы заголовки.

Эту функцию взяли на себя соцсети, и выглядят эти технологии как свора мальчиков, набрасывающихся на случайных прохожих и кричащих каждый свое. Особо сметливые и активные разносчики газет сами превратились в маленькие СМИ - вроде хозяев пабликов «ВКонтакте» или каналов в Telegram.

Оригинал.

Автор: Игорь КАРЕВ.
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

49 queries. 0.263 seconds.
49 / 0.263 / 14.55mb