А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » В мире

Создана: 17 January 2018 в 12:33

Философ Гинтаутас Мажейкис (Литва): Люди всегда были товаром, просто не хотели в этом признаваться…

О знакомствах в «Тиндере», популярных сериалах и «культуре бесстыдства», почему нельзя избавиться от влияния медиа и как с ними конкурирует реальность? Как пропаганда превратилась в игру и почему ЛГБТ могут стать гомофобами? Почему приложения для знакомств - это «секс-убер», где пользователи выступают в роли товара, может ли современный человек жить без медиа и как бесстыдство стало новой нормой?.. Гинтаутас Мажейкис, доктор философских наук и профессор кафедры философии и социальной критики литовского Университета Витаутаса Великого, рассказал о новых средствах пропаганды в медиа и о том, чем «цифровое» поколение отличается от предыдущего. Проблема влияния медиа - например, радио, телевидения, газет - обсуждалась в течение всего XX века. Общество всё время думало о том, каким образом с этим можно бороться. Например, в принципе не читать газет. Или не смотреть телевизор. Ги Дебор, написавший книгу «Общество спектакля» в 1967 году, говорит о том, что влияние медиа можно преодолевать - я же сейчас думаю, что это невозможно. Кто-то считает, что можно выдернуть интернет-кабель или отключить сотовую связь, но медийное пространство становится всё более интенсивным. Медиа поглощают любую сферу, любую обстановку…

Фото: Гинтаутас Мажейкис.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

Почему нельзя избавиться от влияния медиа и как с ними конкурирует реальность?..

...И появляется два варианта (комфортного сосуществования с медиа).

Первый: создавать достойные альтернативные движения, газеты, сайты. Обязательно участвовать в нескольких медийных потоках. Это та ситуация, в которой человек может чувствовать себя более или менее свободно, поскольку он совершает выбор.

Второй: с умом устраивать свою телесную жизнь. Телесное событие имеет превосходство перед цифровым: рукопожатие намного приятнее, чем лайки в Facebook.

В социальных сетях общение может сопровождаться хорошей музыкой или видео - другим контекстом, который намного выше духовно, чем простое рукопожатие. Поэтому для того, чтобы насытить нашу социальную жизнь, нам и при личной встрече стоит включить музыку, чтобы конкурировать с медийным пространством.

Откуда у «цифрового» поколения потребность в сериалах и как это влияет на чтение?..

Каждый сериал погружает зрителя в удобное внутреннее пространство, в котором он начинает ощущать себя лучше. Эти сериалы еще не интерактивны (некоторые уже да, - например, в сериале «Мозаика» Содерберга зритель может влиять на сюжет через приложение, - Ред.), но создают интерактивные площадки для обсуждения.

Кроме того, сюжеты сериалов могут послужить поводом для создания компьютерных игр.

Конечно, все эти сериалы не в помощь чтению. Я и мои коллеги проводили опыты, посвященные тому, как исчезает наше воображение. Когда мы читаем любой роман, мы его видим, переживаем - как бы виртуально.

У нового «цифрового» поколения, вырастающего на компьютерных играх и сериалах, хуже развит этот тип воображения. Такие люди очень быстро ориентируются в интернете, но не видят, не воображают того, о чем читают. Отсюда радость свободы в сериалах.

Бабушки могут быть свободными, читая романы, а их внуки не в состоянии ощутить это. Им нужен совсем другой формат. Из-за этого полностью меняется система потребления.

Хочу подчеркнуть, что не считаю, будто что-то лучше или хуже. И, в принципе, вижу в этом положительную сторону: если люди не понимают друг друга, но признают разнообразие - это разный, несопоставимый опыт.

Философия и другие науки высказывали мнение о том, что наше мышление чисто логическое. Тем не менее оказалось, что визуальное мышление не просто иллюстративно - оно автономно. Пример: фильмы Тарковского, Линча и многих других независимых режиссеров.

Однако существуют такие сложные синтетические решения, как, например, клипы. Чеслав Милош когда-то говорил, что наша свобода - всегда во внутреннем пространстве. Например, если мы пишем стихи и думаем стихами, то мы намного более свободны, чем если бы существовали строго телесным образом. Духовная сфера - развитие свободного пространства. Визуальность и музыка тоже развивают собственное пространство.

Почему пользователи «Тиндера» - это товар и как приложения для свиданий изменят семьи?..

Люди всегда были товаром, просто не хотели в этом признаваться. Маркс говорил о том, что каждый рабочий - это товар для капиталиста - и рабочий не хотел в этом себе признаваться.

Все эти приложения для бесед и поиска сексуальных партнеров - это как «секс-убер». Каждый из нас может быть таксистом или клиентом. Поиски партнера происходят на том же уровне: мы выступаем в роли сутенеров, которые продают сами себя.

От этого не исчезает потребность в развитии духовного мира. Секс - отдельно, духовная жизнь - отдельно. Взаимоотношения становятся всё более конфликтными. Всё это может привести к очень сильному изменению института семьи.

С одной стороны, консервативные семьи - муж, жена и два ребенка - станут еще более консервативными, чтобы противостоять блуду мира. Я уверен, что даже появятся целые сообщества таких семей: поселения или городки.

С другой стороны, возникнут всевозможные новые формы семьи, - например, «свободная» семья: когда муж и жена живут вместе, но позволяют друг другу искать сексуальное удовольствие на стороне. Или семья, в которой у одной женщины несколько мужей. Не потому, что она не хотела бы жить с одним, а потому, что один сидит в тюрьме, другой - летчик дальних рейсов, третий в поездках по бизнес-делам.

Что такое «культура бесстыдства» и как с ней связаны рэп-баттлы?..

Я с удовольствием смотрел сериал «Бесстыжие» (Shameless - американская адаптация одноименного британского сериала, премьера первой серии прошла в 2011 году; главные герои - отец-алкоголик и его шестеро детей, - Ред.). Там есть интересный момент: развитие идеи бесстыдства, но отсутствие греха. Жесткая религиозная вертикаль греха, исповедания и покаяния отсутствует. Я думаю, сообщество, в котором сохраняется понятие греха в самом жестком виде, будет постепенно отделяться от того, в котором нет этого понятия.

Естественно, что бесстыдство - удобно для современного товарообращения. Грех отойдет в религию, откуда и пришел, и в экзистенциальную сферу: писатели и поэты будут продолжать мыслить понятиями греха и грешников.

Это довольно опасная ситуация, я бы сказал. Например, мы не поймем советских диссидентов. Они думали о том, насколько важно предать или не предать товарища: мир бесстыдства предает друзей постоянно. Это чисто коммерческое предложение.

Жестокость появляется от того, что мы как будто играем в игру, которую можем обратить вспять: никакого греха не существует, не нужно каяться. Мы так поступаем не потому, что это наш экзистенциальный выбор или мы людоеды, - нам просто интересно попробовать. Жестокость определяется степенью выгоды: мы отключаем ее, если власть будет нас преследовать за это.

Я бы отнес (рэп-баттлы) именно к культуре бесстыдства: «Давайте побьем друг друга, потому что всем приятно».

Кстати, у нее есть некоторые положительные стороны. Это позволяет развиваться так называемым горизонтальным социальным формам. Например, если кто-то скажет женщине, что стыдно одной растить детей и нужно найти мужа, бесстыдство дает ей храбрость растить детей в одиночку.

Таким образом, культура бесстыдства очень важна для развития социальных отношений. Благодаря ей мы признаем новые и новые социальные формы: семьи, культурного поведения, быта, одежды.

Но вместе с грехом и исповедью может исчезнуть и мера, - например, мера, с которой мы оскорбляем друг друга. И если на рэп-баттлах одни рэперы будут соблюдать эту границу, то другие могут ее преступить во имя популярности. Их могут остановить - но это будет внешняя сила, а не внутренние убеждения.

В этом и заключается проблема: бесстыдство не способно самостоятельно остановиться. Трансгрессивность бесстыдства безгранична. Кроме внешнего контроля ее может остановить только внутренняя вертикаль, неважно какая: православная, буддистская, мусульманская, экзистенциальная, философская, диссидентская.

Как пропаганда превратилась в игру и почему ЛГБТ могут стать гомофобами?..

Сегодняшние (идеологические) фото- и видеосюжеты (больше не вызывают доверия у потребителей). Возможности фотошопа развиваются настолько, что даже очень хорошим экспертам бывает трудно отличить подделку от действительности. Шестнадцатилетние потребители, выросшие в цифровом пространстве и занимающиеся монтажом, не поверят ни одному идеологическому сообщению: этого уже недостаточно. Для того чтобы поверить любому визуальному сообщению, должно быть много альтернативных источников.

Обычно пропаганду оценивают негативно. Я изучаю ее очень давно, и у меня другое отношение к этому. Иногда пропаганда бывает очень позитивной, - например, когда нужно мобилизовать человеческие ресурсы для работы над большим проектом. Трудно вообразить, какими еще информационными ресурсами, кроме пропаганды, мы можем мобилизовать людей. Пусть на митинг - позиционный или оппозиционный, за власть имеющих или за оппозицию - неважно.

Мы желаем убедить людей, которые находятся вне нашего круга. Этот ресурс очень важен, и к нему, естественно, нужно относиться критически и думать о последствиях этого убеждения.

Люди постарше достаточно легко поддаются (манипуляциям). Существует огромная разница между поколениями. Это не просто конфликт поколений - это конфликт опыта, мироощущения и доверия. Если люди старшего возраста будут идти за пропагандой, то молодежь сразу начнет дробиться (по степени доверия).

Люди, которые понимают, как это сделано, относятся к этому не как к истине, а как к игре. Неважно, что это ложь: мы играем в это, как в компьютерную игру, и задавим нашего противника. И тогда появляется массовый макиавеллизм (пренебрежение нормами морали ради политических целей, - Ред.). Не на уровне Макиавелли-политика, интеллектуала, который начитался книг и знает, как разыграть соперника, нет.

Речь идет о намного более низком уровне обмана - на уровне масс. Масса согласна быть обманутой и согласна обманывать. Поэтому одна группа будет верить пропаганде как истине, а другая пойдет на это как на игру. Просто потому, что это интересно и они хотят выиграть.

Пример: различные идеологические молодежные группы. Например, антисемитские. «Мы знаем, что аргумент о том, что евреи убили Христа, - ложный, но нам всё равно интересно разыграть эту сцену». Так рождается игровой антисемитизм. Или мы будем делать расистские заявления не потому, что считаем кого-то хуже нас, но потому, что сегодня хотим кого-то обидеть.

С гомофобией то же самое. Существует множество скрытых геев и лесби, которые никому не признались (в своей ориентации). Они с удовольствием пользуются современными средствами коммуникации в виде приложений, где могут найти себе партнеров и друзей, но никогда не признаются в этом. И будут участвовать в мероприятиях против (ЛГБТ-сообщества) и организовывать всяческие гадости. А вечером - встречаться и любить друг друга.

К чему приведет цензура в соцсетях и можно ли остановить пиратство?..

Долгое время было принято рассматривать социальные сети как публичные пространства. Но это частная собственность корпораций, и они имеют право регулировать контент.

В последнее время регуляция становится всё более жесткой. Если сначала речь шла о (запрете) детской порнографии, то теперь - об информационных сообщениях и свободе совести. К чему это приведет? К созданию всё новых и новых соцсетей.

Остановить развитие медиа, как я говорил, пока невозможно: ни одна власть и ни одно государство не в состоянии сделать это. Оно может только замедлить процесс.

Люди, которым сейчас 16-17 лет, создадут новые цифровые пространства за десять минут и свободно преодолеют все границы. Как только власть придумывает способ запретить, например, наготу, этот контент немедленно обнаруживается в другом месте.

Некоторое время Евросоюз вел тотальную борьбу с интернет-пиратством. Сейчас требования каждый раз уменьшаются.

Почему? Потому что пираты сильнее. Они более изобретательны и даже иногда более образованны в правовом смысле, нежели те, кто на них давит.

Источник.

Автор: Гинтаутас МАЖЕЙКИС, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социальной критики литовского Университета Витаутаса Великого (Литва).
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

43 queries. 0.324 seconds.
43 / 0.324 / 15.22mb