А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Аналитика

Создана: 21 May 2021 в 10:13

А как в Евросоюзе планируют облагать налогами бизнес в условиях «послековидной» экономики?..

На днях Европейская комиссия озвучила рамки новой налоговой повестки в условиях «послековидной» экономики - Business Taxation for the 21st Century. В документе излагается как долгосрочное, так и краткосрочное видение поддержки восстановления Европы после пандемии COVID-19 и делается акцент на следующих краеугольных камнях новой европейской налоговой системы: № 1 - глобальная реформа корпоративного налога: признается утрата в условиях цифровой экономики актуальности ключевых для прошлого века концепций «налогового резидентства» и «источника дохода» и необходимость капитального ремонта устаревшей международной системы корпоративного налогообложения. Главными названы вопросы распределения налоговых прав и введения общеевропейского минимального налога, который предлагается не откладывать в долгий ящик и уже в 2023 году реализовать в форме утверждения общеевропейских правил расчета налоговой базы под аббревиатурой BEFIT (Business in Europe: Framework for Income Taxation).

Фото: Евросоюз и налогообложение.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

При этом, новая модель заменит уже набивший оскомину проект о единой консолидированной корпоративной налоговой базе (CCCTB), пылящийся в кабинетах еврочиновников с далекого 2011 года. Оценивая в целом указанное предложение, следует отметить, что ничего нового в принципе не предлагается.

Старушка Европа планирует двигаться в контексте предложенного ОЭСР двухкомпонентного подхода по решению налоговых проблем цифровизации экономики, а именно: внедрение гибридного принципа уплаты налога и принятие глобального противоэрозионного механизма (Global Anti-Base Erosion Proposal или GloBE), суть которого тот же единый глобальный минимальный налог на прибыль. Интересантов отсылаю к первоисточнику: «Tax and digital: OECD/G20 Inclusive Framework on BEPS invites public input on the Pillar One and Pillar Two Blueprints» (2020);

№ 2 – война с уклонистами: следующие два года (2023-24 гг.) пройдут в ЕС под лозунгом реализации нового законодательного пакета по усилению борьбы с налоговыми злоупотреблениями (Package for fair and simple taxation), представленном общественности в середине прошлого года. Пакет базируется на трех китах:

(1) 25 инициатив по усилению мер администрирования и сбора налогов, включая переход к единой в ЕС е-регистрации плательщиком НДС (расширение механизма единого окна), внесение изменений в базовую Директиву по НДС, расширение автоматического обмена информацией на криптоактивы и электронные деньги; (2) пересмотр Директивы об административном сотрудничестве (DAC7), что позволит налоговым службам стран – членов ЕС автоматически обмениваться информацией о доходах, получаемых продавцами на цифровых платформах; (3) реформа Кодекса поведения (Tax Good Governance) и внесение поправок в правила формирования «черного» списка не сотрудничающих с ЕС юрисдикций.

Кстати, новая версия Кодекса попробует заставить крупные компаний публиковать свои эффективные налоговые ставки, а также станет противодействовать использованию подставных транзитных компаний и схем избегания налогообложения через тонкую внутригрупповую капитализацию (кредит вместо инвестиции);

№ 3 - Зеленый курс (European Green Deal) и стратегическая промышленная цель ЕС по «выравниванию возможностей» между европейскими компаниями и конкурирующими с ними компаниями из других стран: под воздействием экономического кризиса Зеленый курс претерпел колоссальную трансформацию и из в целом налогово нейтральной инициативы по сокращению выбросов углерода перерос в сверх агрессивный протекционистский план по введению ряда новых налогов и сокращению налоговых льгот и преференций, в частности:

- пересмотр энергетической Директивы по налогообложению (Council Directive 2003/96/EC) в части урезания минимальных уровней налогообложения продуктов энергии и освобождений (полных или частичных) от налогообложения (Украине в рамках евроинтеграционных процессов также придется адаптировать новую версию Директивы);

- введение механизма «углеродной» защиты рынков ЕС (Carbon Border Adjustment Mechanism или CBAM), представляющий собой введение особой разновидности ввозной пошлины и предложение по пересмотру системы торговли выбросами в ЕС (ETS).

Принцип нового налога - взимать плату за товары, импортируемые в ЕС, на основе выбросов, что возникают при их производстве из юрисдикций, применяющих менее строгие правила для борьбы с изменением климата (уменьшению выбросов СО2) или использующих «вредное» субсидирование таких товаров.

Новый механизм, во-первых, вероятнее всего затронет и ряд украинских товаров с высоким углеродным следом, в частности продукцию металлургической и цементной промышленности, а во-вторых, по мнению некоторых промышленников (например немецких), может привести к «бегству» производств из ЕС;

№ 4 - цифровой переход: налогообложение цифровой экономики также планируется сделать «дойной коровой» бюджетов. Для этих целей уже придуман новый налог – цифровой (digital levy), который заменит более ранние прожекты еврочиновников, например Digital Services Tax 2018 года. Подробности его пока не раскрываются.

И наконец, рефреном к указанным магистральным направлениям новой налоговой политики идут менее масштабные «пожелания», приводящие к наполнению пустующих бюджетов, разработка которых планируется уже к концу текущего года:

- на фоне достижения исторически максимальных размеров базовых ставок НДС, проводить политику усекновения неэффективных пониженных ставок и пересмотр освобождений от налога (новый аргумент в Украине сторонникам отмены пониженных ставок на сельхозпродукцию – 14% и лекарства – 7%);

- расширение пигуанского подхода к загрязнителям окружающей среды (подразумевается призыв к взрывному поднятию экологических налогов);

- не забывать об акцизах на табак и алкоголь, а также имущественных налогах как «относительно эффективном способе увеличения налоговых поступлений».

Если упрощенно резюмировать, то налоговая политика (а может и инспектор) окончательно придет в каждую компанию и в каждый европейский дом.

Автор: Вячеслав ЧЕРКАШИН, экономист, финансист, экономический эксперт-аналитик (Киев, Украина).
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

48 queries. 0.274 seconds.
48 / 0.274 / 14.4mb