А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Аналитика

Создана: 14 October 2021 в 09:39

Что для мира означает введение глобального минимального налога на прибыль в размере 15 процентов?..

В конце прошлой недели представители 136 стран мира поддержали Заявление о введении глобального минимального налога на прибыль в размере 15 процентов. Событию, уже получившему в мире эпитеты «историческое» и «окончание эпохи офшоров», предшествовали весьма нетривиальные по интенсивности и напряженности дипломатические усилия США и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Причиной такой небывалой активности стала смена в начале текущего года позиции США, ранее практически не принимавшего участия в переговорных процессах. Заключение нового соглашение стало критически важным для Президента Байдена как важнейший элемент финансирования его амбиционного плана развития инфраструктуры США стоимостью $2 трлн. Речь - о поднятии ставок корпоративного налога внутри страны до «дотрамповского уровня» (28%), чему весьма поспособствует закрепление минимальной ставки общемирового корпоративного налога на уровне минимум 15 процентов. Свежая инициатива получила резкое неприятие ряда стран, у которых ставка налога на прибыль была ниже 15 процентов и является важным элементом конкурентоспособности национальных экономик. Фронду возглавили три европейских государства - Ирландия, Венгрия и Эстония, блокировавших принятие положительного решения внутри ЕС. О степени интриги говорит тот факт, что Ирландия и Эстония дали себя «уговорить» за два дня до подписания документа, а Венгрия - непосредственно накануне события…

Фото: Экономика и мир.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

…Первая, добившись исключения из текста Соглашения оговорки авторства США «не ниже 15 процентов» (пролагала путь к постепенному росту ставки минимального налога) и получившая гарантии сохранения нынешней ставки налога в 12,5 процентов для своего малого бизнеса.

Вторая - убежденная в отсутствии потенциальных рисков для ее технологического стартап-сектора.

Третья - защитившая 10-летним переходным положением свою уникальную 9 процентную ставку корпоративного налога.

В целом неплохой пример для Украины, - как следует защищать свои экономические интересы. У нас пересмотр соглашения с ЕС - на носу (а там бесчисленное число проблем с размерами квот, транзакционными издержками украинского бизнеса на новые регуляции и полное отсутствие смягчающих переходных положений).

В основу радикального пересмотра международных налоговых правил положен так называемый двухкомпонентный подход.

Компонент один - вводит гибридный принцип уплаты налогов с прибыли корпораций на основе перераспределения налоговых прав.

Его суть лежит в новом трактовании понятия «бизнес-присутствия» компаний, охватывающее их деятельность без формального физического присутствия. А также механизм определения того, какая часть прибыли должна облагаться (при превышении определенного порога) налогом в юрисдикциях, где физически находятся клиенты (рынки сбыта).

Компонент два вводит внедрение глобального минимального налога на прибыль в размере 15 процентов, что будет применяться к компаниям с годовым доходом более 750 миллионов евро (таких в мире около ста).

По уверениям чиновников ОЭСР новое соглашение принесет 125–150 миллиардов долларов дополнительных налоговых поступлений на год.

Однако четкого ответа на вопрос, сколько из этих денег получит Украина и другие страны с развивающимися экономиками - нет.

Хотя иные последствия нового соглашения предугадать уже не сложно.

Во-первых, максимальный эффект смогут получить лишь богатые страны. Технически сложные процедуры, включая бремя доказывания позиции в судах, переговорные процессы с правительственными органами других стран заранее ставят менее обеспеченные ресурсами государства в НЕВЫГОДНОЕ положение.

Во-вторых, затраты налогоплательщиков на соблюдение требований законодательства и налоговая нагрузка - ВЫРАСТУТ. И не только для транснациональных корпораций.

Примером таких экстерналий служит План действий ОЭСР/G20 по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (План BEPS).

Его логичным продолжением является новое Соглашение (многие даже используют для него аббревиатуру «BEPS 2.0»).

План, начинавшийся в 2013 году, как инструмент противодействия избеганию налогообложения со стороны исключительно к глобальным компаниям, в украинских реалиях превратился в антиофшорний Закон 466 (проект 1210), ставший в прямом смысле «фискальным ужасом» для большинства инвесторов и налогоплательщиков.

При этом, список территории, что отказались от подписания нового соглашения весьма мал - Пакистан, Кения, Нигерия и Шри-Ланка.

Ожидается, что процесс подписания Соглашения будет завершен на текущей неделе в Вашингтоне на уровне министров финансов стран G20, а лидеры государств подпишут его в конце октября на саммите в Риме.

Конечная цель - полностью активировать Соглашение к 2023 году после того, как страны-подписанты изменят свои национальные налоговые законодательства и модернизируют международные налоговые договора.

Вчера уже Испания уже включила норму о 15-процентном налоге в свой бюджет-2022. Необходимость ломает все законы мировой экономики (Sĕnĕca).

Автор: Вячеслав ЧЕРКАШИН, экономист, финансовый эксперт-аналитик (Киев, Украина).
Источник:«Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

42 queries. 0.371 seconds.
42 / 0.371 / 14.4mb