А тем временем...

В мире

Facebook

Главная » Аналитика

Создана: 15 January 2013 в 21:58

Что год «змеиный» нам готовит? Экономические риски «чёртовой дюжины»…

Начало текущего года отмечено некоторым приливом макроэкономического и рыночно-финансового оптимизма – большинство экспертов и аналитиков продолжают пребывать в уверенности, что 2012 год был одним из худших для глобального хозяйства в этом веке. Срыва в повторную общемировую рецессию, правда, не случилось. Однако число «зависаний» на краю сильно зашкаливало за «норму». 2013-й на этом фоне стремятся видеть более спокойным, когда экономическая динамика выглядит пусть и замедленнее, зато ровнее...

Фото: Суть современной экономической модели развития мира.

Опрос

Как вы оцениваете свой «добробут» - уровень жизни?

Показать результаты

Loading ... Loading ...

...Тем не менее, магия цифр – «тринадцать» - для многих число неудобно-дискомфортное – продолжает собирать дань из оценок немалых рисков, как текущего года, так и предстоящих лет перезагрузки общей модели современного экономического мира.

Едва успев отыграть заключенную в ночь на 2 января (до начала первой торговой сессии в США) сделку по «бюджетному обрыву», участники рынков озаботились перспективой повышения лимита американского госдолга. Новый компромисс (предыдущий был достигнут в январе-2012) должен быть найден до начала марта. Между тем, глава МВФ Кристин Лагард 4 января уже как бы упреждающе предупредила: недоговоренность по этому принципиальному вопросу грозит мировой экономике крупными потрясениями в связи со «снежным комом» последствий от снижения кредитного рейтинга и тому подобное. Экономия расходов в $200 млрд, предпринятая Минфином США (благодаря чему дефицит бюджета в декабре-2012 составил $260 млн против $86 млрд годом ранее) дает передышку лишь на 6-7 недель. Дальше уже необходимо договариваться, причем возвращаясь к «субстанции» fiscal cliff, то есть объемам и срокам компенсирующей увеличение госдолга налогово-бюджетной консолидации.

Напомним, что США1, как и Япония2, до сих пор не имеют среднесрочной программы в этой области. Между тем, последствия «компромиссного» повышения налога на заработную плату3, в результате которого американские потребители лишатся в этом году не менее $125 млрд, вовсе не благостны. Только за счет этой меры ВВП-2013 потеряет как минимум 0,5%. В первом квартале рост может ослабеть до 1% (после 3,1% в третьем квартале 2012 года – более поздние оценки еще не опубликованы). Впрочем, в США не теряют оптимизма. Если удастся добиться всех необходимых договоренностей, то со второго полугодия динамика восстановления станет гораздо более очевидной, и годовой рост в целом составит не менее 3,2%. Этот темп сохранится и в 2014 году (прогноз председателя ФРБ Сент-Луиса Джеймса Балларда).

Большая часть экспертов уверенна, что в 2013 году для Еврозоны, наконец, наступит момент истины. В прошлом году в ходе тяжелейшего марафона из компромиссов, споров и конфликтов в ЕС-17 и ЕС-27 все-таки сложился проект новой инфраструктуры антикризисного управления. Теперь предстоит начинать ею пользоваться. Но, вот с этого момента как раз и возникают «подробности» гремучей смеси старых и новых еврорисков.

У 13 из 17 стран Еврозоны негативные прогнозы суверенных рейтингов (по версии S&P). В нефинансовом секторе экономики продолжается рецессия, ее затухание ожидается не ранее конца года (при прочих равноблагоприятных условиях). Прогноз по безработице безрадостен – в 2013 году она составит 12,1% против 11,8% годом ранее. По мнению главы ЕЦБ Марио Драги, для экономики зоны евро в полном объеме сохраняются понижательные риски.

Тем не менее, инфляция под контролем (в текущем году может даже опуститься ниже 2%), а «если посмотреть на общий пейзаж с точки зрения среднесрочной перспективы, можно увидеть существенное улучшение условий на финансовых рынках и стабилизацию некоторых важных индикаторов». Глава ЕЦБ, комментируя 10 января решение о сохранении базовой ставки на уровне 0,75%, отметил существенное снижение доходностей облигаций стран зоны евро, рост фондовых рынков с волатильностью, приближающейся к историческим минимумам, увеличение депозитов населения даже в периферийных странах.

Текущую европередышку аналитики, однако, оценивают как чрезвычайно хрупкую. Использование средств антикризисного фонда ESM и программы выкупа облигаций европейским ЦБ остаются «теоретическими» инструментами, пока еще не опробованными на практике. Их эффективность – не более, чем рабочая гипотеза.

Еще более заботит экономических акторов по всему миру сдвоенный политический риск в ЕС-17. Во-первых, политики после вербальных решений по очередному компромиссу уже не раз впадали в «ступор самоуспокоенности», из которого выходили принудительно по мере обострения ситуации на рынках. Поэтому сохраняются опасения, что в евроструктурах опять сделают вывод – худшее позади – и как следствие что-нибудь отложат, а то и вовсе забудут. Во-вторых, на сей раз, действительно, высока вероятность сильных осложнений в исполнении уже взятых и принятии новых обязательств по подведению под евровалюту прочного финансово-экономического фундамента. Франция по сути уже вышла из неформальной «коалиции за фискальную консолидацию» и проводит последовательную социалистическую финансовую политику. Неочевидные же итоги выборов сначала в Италии, а затем в Германии могут и вовсе поменять политический контекст антикризисного менеджмента в Еврозоне.

Все больше амплитуда разбросов в оценках перспектив китайской экономики. Конец года на первый взгляд, снял с повестки гипотезу о «жесткой посадке». Ряд экспертов полагают, что может не состояться и «мягкого приземления» и Поднебесная вернется к 8-9%-ым темпам роста. Другие же настаивают, что картина будет ровно обратной: из-за проблем плохих долгов, накопленных в банковской системе, слабого внешнего спроса, заметного сокращения кредитования (в четвертом квартале 2012 года более чем на 11% год к году) усиливаются риски нового замедления роста в 2013 году до 7,3-7,4%.

Такое ощущение косвенно подтверждается «утечками» в китайских СМИ, согласно которым минимальный целевой показатель темпов роста в текущем году будет снижен до 7,0% (в 2012-ом – 7,5%). Для справки заметим, что в Фонде Рубини, известном своими алармистскими оценками, считают, что вероятность темпов в 4-6% в течение трех лет после 2013 года составит 50%. При этом в целях поддержки инвестиций и внутреннего потребления придется пойти на масштабную реструктуризацию долга провинций, смягчение монетарной политики, увеличение социальных бюджетных расходов и трансфертов домохозяйствам. Каждый из рисков, генерируемых главными центрами глобальной экономики, по оценкам ряда экспертов (например, ЦМАКП в России), в случае своей реализации по отдельности способен притормозить темп общемирового ВВП примерно на 0,5 процентных пункта. Если же случится их синергия, к которой может добавиться образование новых пузырей на рынках сырьевых активов (как следствие избыточной ликвидности, возникающей в результате дополнительных стимулирующих мер средствами денежной политики4 ), то тогда общим итогом-2013 может оказаться рост, едва дотягивающий до 1,5-2,0%.

Как видим, ощущения многих экспертов – год текущий способен стать бледным клоном года минувшего – отнюдь не безосновательны. Далеко не случайно Дэвид Липтон, один из руководителей МВФ, призывает не повторять ошибок прошлого и придерживаться четырех главных правил текущей политики:

- проводить адаптивное денежно-кредитное регулирование;

- обеспечивать равновесие в бюджетных корректировках, сокращая, где это возможно, расходы и поддерживая, насколько это необходимо, краткосрочные темпы роста;

- не ослаблять усилий по расчистке банковского сектора и повышению безопасности финансовых систем;

- продвигать структурные реформы для повышения производительности и потенциала роста.

Это вовсе не означает, что долгосрочные риски и проблемы5 можно отодвинуть на второй план. Напротив, устранение этих помех росту уровня жизни «будет зависеть от максимального использования всеми странами своего потенциала при интеграции в мировую экономику упорядоченным образом». Последнее означает, прежде всего, модернизацию экономических структур и институтов и способность политических систем благоприятствовать этим процессам. Если сквозь призму этого мирового регулятивного мэйнстрима взглянуть на собственно внутрироссийские риски, то они выглядят куда как рельефно.

Пожалуй, главный из них в том, что 2013 год может повторить судьбу 2012-го с точки зрения поиска новых источников экономического роста и проведения структурных реформ (бледные тени необходимых структурных трансформаций в пенсионной системе и сфере образования, естественно, не идут в зачет). Иными словами, прошлогодний бег на месте, который еще как-то можно объяснить логикой электорального цикла, может быть продолжен. Причем главной причиной повторения пройденного на сей раз с высокой вероятностью способна стать рассогласованность ответов на важнейшие вопросы экономической политики, от которых зависит выбор пути через историческую развилку, где в настоящее время находится страна, даже внутри правительства.

1. Сделка по «бюджетному обрыву» означает лишь то, что не состоится одномоментного повышения налогов на $536 млрд и снижения федеральных расходов на $109 млрд Общий объем фискальной консолидации в $2,2 трлн еще предстоит «разнести» по срокам на 10-летнем горизонте в рамках согласованной программы.

2. В начале января правительство Японии одобрило пакет стимулирующих мер объемом $117 млрд (свыше 10 трлн йен). Ожидается, что в результате будут созданы 600 тыс. рабочих мест, а ВВП увеличится на два процентных пункта. Вопрос о среднесрочной программе консолидации остается нерешенным.

3. В обмен на повышение ставки подоходного налога с 35% до 39,6% для граждан с уровнем доходов свыше $400 тысяч и $450 тысяч для домохозяйств администрация Барака Обамы была вынуждена отказаться от сокращенной ставки налога на заработную плату в 4,2%.

4. В ЦМАКП отмечают, что в 2012 году денежная база экономик США, Еврозоны, Японии и Великобритании (то есть, там, где применялись варианты политики количественного смягчения) выросла на 13,6% (до $6 трлн). Корреляция же отдельных сырьевых активов (в первую очередь нефти) с глобальными фондовыми индексами, отражающими рост денежного предложения, с 2009 года стала устойчиво положительной.

5. По традиции в начале каждого года Всемирный экономический форум (ВЭФ) обнародует доклад о глобальных рисках. В январской публикации к числу наиболее значимых ТОП-10 проблем следующего десятилетия отнесены (по пятибалльной шкале): нарастающее неравенство в доходах (4,22), хронические фискальные дисбалансы (3,97), рост выбросов парниковых газов (3,94), кризис водоснабжения (3,85), возрастные диспропорции населения (3,83), кибератаки (3,82), изменение климата (3,76).

По материалам: ПОЛИТКОМ.RU.

Автор: Марина ВОЙТЕНКО.
Источник:«Политика&Деньги».

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Ваш запрос обрабатывается....

Комментарии - Нет комментариев

Добавить комментарий

Развернуть форму



Актуально...

Самые обсуждаемые

Популярные

48 queries. 0.347 seconds.
48 / 0.347 / 14.97mb